Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

(Шатчакра-бхеда) - это просто недостойная внимания ерунда. Классическая Кундалини-йога не приводит ни к каким конкретным последствиям ни для эволюции сознания, ни для эволюции тела, являясь не более, чем экзотической и опасной игрой со смертью (стр. 120). Нет, автор не ограничивается зряшным отрицанием, - он утирает нос индусам с их играми, возвещая свою, новую Йогу - Йогу процесса; разумеется, его концепция более глубокая и более обобщенная, чем древняя версия... механизма Кундалини-йоги (стр. 122).

Впрочем, глубина подхода, демонстрируемая автором на предшествующих страницах, не оставляет особых надежд и для новой Йоги. Как и следовало ожидать, она взросла на той же почве, что новый материализм и новая логика, - на почве недомыслия недосамоутвердившегося подростка, который не хочет учиться, а хочет жениться, причем непременно на королеве. Глубина новой Йоге придается с помощью нехитрого приема: старая Йога преподносится в таком виде, что мелкота ее становится ясной и ежу, - не говоря уже о человеке конца 20 века, знающем физиологию, психиатрию и нейрохимию (стр. 120). Шатчакра-бхеда в авторской подаче представляется как неконтролируемое проскакивание, прострел Кундалини через Сушумну, который завершается неконтролируемым трансом, а попросту говоря обмороком. Все происходит очень быстро. Был человек - и нет его. Как очухается, глазами хлопает, а толку никакого, разве что кайф (см. стр. 111-112). Древние мистифицировали этот процесс.

Напротив, в новой Йоге Кундалини поднимается годами, медленно и незаметно, подолгу задерживаясь в каждой Чакре, активизируя ее и позволяя тем самым реализовать заложенные здесь программы вроде борьбы за выживание, сексуальности, самоутверждения, внутреннего мира (? - ?20), самовыражения, интеллектуального развития и стремления к совершенству (см. стр. 122). Несложно заметить, что восхождением Кундалини автор называет процесс взросления, развития мотивационного ядра личности, - процесс, который Шри Ауробиндо называл неспешной Йогой Природы; характерно вместе с тем, что по мнению автора реализовать большинство из упомянутых программ обычному среднестатистическому человеку не дано, - ему даны (как правило, правда) лишь программы уровня ?3: быт, служба, карьера, самоутверждение и т.п. Развитие интеллекта? Творчество? Внутренний мир?... - восклицает автор, - Ничего не значащие для среднестатистического гражданина абстракции (стр. 123).

Попирая жалких недочеловеков с их бытом и службой, наш Великий Батыр, победоносно реализовавший все программы и ставший шибко умным, безотчетно использует наибезобразнейшую (и в этом смысле действительно отнюдь не среднестатистическую) форму самоутверждения - паразитарную; он питается соками обычных людей, возносясь в собственных глазах за счет максимального занижения эволюционного уровня этих козявок, то есть используя тот же прием, который был использован для придания глубины новой Йоге.

X Автор утверждает, что конечным результатом старой Кундалини-йоги является четвертая стадия медицинского наркоза (Турия). Из намеков, разбросанных в тексте, складывается следующая картина авторского пути к этому чеканному диагнозу, раз и навсегда поставившему крест на мистических фантазиях древних (последние, как известно, полагали, что результатом Кундалини-йоги является единение некоего Шивы с некоей Шакти - см. стр. 125).

Удалившись в уединенное место, автор принял позу лотоса и приступил к пробуждению Кундалини одним из тех варварских методов, что в ходу у отечественных адептов: набычившись и затаив дыхание, он надежно сократил анус, втянул живот и начал биться задом оземь. Не выдержав такого обращения, Кундалини со страшным шумом ударила ему в голову, вследствие чего автор вырубился и упал лицом на пол (см. стр. 111-112, 119-120). Надо полагать, что это повторялось неоднократно; после того, как он обрел достаточный йогический опыт, то есть набил достаточное число шишек, количество перешло в качество и он постиг, что занимается ерундой, - ведь те же самые результаты могут быть легко достигнуты не только практикой тантрической Хатха-йоги, но и методами фармакологии - введением любого вещества, применяемого для общего наркоза (стр. 120).

Далее автор замечает, впрочем, что существует и иная точка зрения по этому поводу, представители которой полагают, что если для простого человека это является банальной потерей сознания, то для йогина является якобы неким единением с высшим (стр. 130). Однако вся штука в том, что автор - хлопец непростой; и допустить, что где-то какие-то другие