Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

Материя же, которая служит проводником для таких явлений нашей душевной природы, как страсти, эмоции, чувства и волнения, материя более тонкая, чем эфир, получила... название астральная - вследствие ее свойства светиться в темноте (там же, 9).

Для северной школы более характерны представления именно о выделении астрального тела (из физического), а не о выходе в астрал. Выделив астральное тело можно путешествовать по этому миру, оставаясь невидимым (см. 40). С точки зрения южной школы такой феномен следовало бы назвать выделением эфирного, а не астрального тела. Представители этой школы подчеркивают, что переход из физического тела в астральное означает прежде всего иное положение души во времени и пространстве (см. 58, 7), то есть выход в иной, параллельный физическому мир, названный АСТРАЛЬНЫМ ПЛАНОМ.

Если термин астральное тело фактически дублирует такие понятия, как эфирное тело (северная школа) и витальное тело (южная школа), то термин астральный план действительно не сводится ни к одному из рассмотренных выше планов (эфирному, праническому, витальному). Дело в том, что все эти планы в норме сосуществуют с физическим: мы можем воспринимать любой из них наряду с внешним миром. Напротив, астральный план может лишь частично прорываться* на физический в условиях самовнушенной экзальтации или в условиях патологии - например, во время белой горячки.

* Ясное дело, сказанное относится лишь к спонтанным прорывам; тибетские буддисты, например, посредством специальной практики визуализации именно совмещают физический мир с миром видений, причем совмещают до такой степени, что утрачивают критерии различия между этими двумя мирами. Делается это, однако, вовсе не с целью опытно убедиться в реальности астрального плана, но как раз наоборот: опытно убедится в том, что физический мир мало чем отличается от визуализаций, порождаемых умом практикующего (см. 58).

Экстериоризация астрального тела по сути дела есть первый шаг в ту таинственную область, которая называется смертью (40). Лидбитер определяет астральный план как низшее царство невидимого мира, куда человек попадает сейчас же после смерти - Гадес (Аид) или царство теней у греков, чистилище или переходное существование у христиан... (37, 5). Мир небесный он называет соответственно ментальным планом (см. 38). Однако анализ его работ показывает, что и в первом и во втором случае речь идет не о чем ином, как о визуализации определенных переживаний. По Лидбитеру, мир небесный (ментал) отличается от мира теней (астрал) только тем, что переживания и образы здесь более приятны и возвышенны.

Использование термина ментальный план в таком приложении вносит в этот и без того запутанный предмет дополнительную и ничем не оправданную путаницу, - ведь даже полный выход на ментальный план (погружение в ментальный поток при утрате восприятия внешнего мира) не обязательно связан с визуализациями. Поэтому во избежание ненужных недоразумений представляется уместным по отношению к любого рода визуализируемым событиям применять только термин астральный план, - тем более, что в расхожем словоупотреблении термин - астрал ассоциируется именно с визуализациями.

Итак, АСТРАЛЬНЫЙ ПЛАН - ЭТО ПЛАН ВИЗУАЛИЗАЦИЙ, на который каждый из нас непроизвольно попадает во время сновидений (см. 45, 130): будучи скрыт ясным светом бодрствующего сознания, этот звездный мир приоткрывается нам во сне, подобно тому как звезды обнаруживают свое существование лишь после захода солнца. При этом раз и навсегда следует отметить, что новые места или новые сферы, куда переходит душа, означают не что иное, как изменение состояния самой души (58, 168; сравн. 79, 21).

Строго говоря, речь идет не об астральном ПЛАНЕ (поскольку в качестве самостоятельного космического плана, то есть частотного диапазона всеобщего поля, астрал не существует), а о копирующем пространственно-временной континуум голографическом астральном ЭКРАНЕ, на который проецируются события различных планов.

Как уже указывалось ранее, события, с которыми мы сталкиваемся в астрале, представляют собой трехмерные визуальные транскрипции процессов, протекающих на тех или иных этажах организма и психики. Это астральные голограммы событий в различных покровах и связанных с ними оболочках, совокупная активность которых создает целостный процесс нашего восприятия себя и мира. Таким образом, астральный выход представляет собой нечто вроде коллапса, в результате которого сознание как бы проваливается в собственные подвалы и попадает в магический театр скрытых механизмов