Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

непростые хлопцы способны посредством той же тантрической Хатха-йоги достигать иных результатов, чем он, - допустить подобное автор просто не в состоянии, поскольку это было бы равнозначно признанию себя простым человеком. Нет, ерундой занимался не только он, а все остальные; но только он смог осознать это и пойти дальше, став принципиальным противником транса, этого ПАТОЛОГИЧЕСКОГО (непременно прописными буквами) состояния.

Со страниц своей рукописи автор торжественно провозглашает, что перспектива грядущей эволюции несовместима с образом психически ненормального индивида (стр. 121) и четырежды (стр. 10, 112, 121, 135) дает бой патологическим формам Йоги, пытаясь как бы еще и еще раз заверить читателей, что сам-то он здоров, - СОВЕРШЕННО ЗДОРОВ!!! По причине свойственной автору спутанности мышления, разобраться в его критериях нормы и патологии довольно сложно: клеймя позором патологичность транса, он ни разу толком не поясняет, что имеется в виду. И все же на основании некоторых косвенных высказываний (стр. 10 и 113) можно догадываться, что под патологией автор подразумевает неконтролируемость состояния. По его мнению, Шатчакра-бхеда классической Кундалини-йоги - это именно неконтролируемый транс, своего рода короткое психическое замыкание.

Сводя старую Йогу к абсурду, автор действует не из злого умысла; этот абсурд отражает не что иное, как результаты экспериментальной работы, проводившейся автором в данном направлении (см. стр. 119, а также 111-112), - отражает уровень его личных достижений в деле освоения старой Йоги. Результаты аутентичной йогической практики как раз и отличаются от результатов удалого битья задом оземь (чи пан, чи пропав) своей контролируемостью. Непроизвольный прострел Кундалини, сопровождаемый утратой сознания, - это сырой материал, который может быть освоен, подобно тому как непроизвольное погружение в сон, сопровождаемое утратой сознания, может быть освоено, став сознательным вхождением в мир сновидения. Обморок, наступающий в результате кислородного голодания мозга (стр. 132), и Самадхи различаются приблизительно так же, как управляемая и неуправляемая ядерная цепная реакция. Механизмы йогического транса складываются на протяжении всех семи предшествующих ему ступеней Йоги.

Наряду с отождествлением обморока (Мурччха) и транса (Самадхи), автор отождествляет соединение с растворением (стр. 119), рассматривая Лайю (растворение части в целом, дезинтеграцию) как цель Йоги (воссоединение части с целым, интеграцию). В свою очередь, классическую Лайю он отождествляет с трансом, то есть обморочным, патологическим состоянием. Тем самым вся Йога оказывается под угрозой патологизации (ведь всякая форма Йоги ведет к растворению, а не ставящие такой цели учения и методики Йогой в строгом смысле этого слова не являются - стр. 125) и возникает дутая проблема непатологических форм растворения (стр. 113), в которых бы для индивида сохранялась свобода выбора - растворяться или не растворяться. Нечленораздельность авторских высказываний по этой теме вполне понятна: ведь он из кожи вон лезет, чтобы отмежеваться от патологических форм растворения классической Кундалини-йоги, между тем как патология из растворения оказывается принципиально неустранимой. Действительно, индивид может сколько угодно проявлять свою свободу выбора лишь до того, как он растворился; а когда он растворился, свободу эту проявлять уже попросту некому. Следовательно, непатологических форм растворения не бывает.

XI Остается неясным, что такое нектар - нейтринный газ или гормон? А если и то и другое, то какая между ними связь? Замечу также, что ранее центробежный поток в нейтринном теле соотносился с солнечным жаром, а центростремительный - с нектаром (см., напр., стр. 98); на стр. 140 солнечный жар соотносится с адреалином, а нектар с гонадолиберином. Между тем на стр. 142 в качестве центростремительного потока полагается не гонадолиберин, как следовало ожидать, но ацетилхолин. Гонадолиберин же соотносится с центробежным, то есть восходящим потоком (стр. 141), солнечным жаром.

В двенадцатой главе автор вознамерился переплюнуть не только классическую Кундалини-йогу (ее он переплюнул в девятой главе, возвестив Йогу Процесса) и не только Йогу как таковую - ее он переплюнул в десятой главе, возвестив Путь Духа, эволюцию сознания. Путь этот, в отличие от Йоги, не может в принципе иметь конечной цели, не может иметь конца вообще (стр. 136); однако настает такой момент, когда путь эволюции сознания - Путь Духа - уже исполнен... (стр. 144). И этот немыслимый