Данченко Владимир

Принципиальные вопросы общей теории чакр

сравнить со стереоскопическим изображением или стереофонической музыкой, дающими более адекватное отражение оригинала (21).

* Садхана - путь достижения. Триединство образа жизни, видения мира и специальных йогических методов, в основе которого лежит установка на расширение сознания.

Через центры можно получать информацию и о внутренней среде организма, а также воздействовать на нее. Йоги известны своей способностью управлять практически всеми психическими и физиологическими функциями.

Воздействие же центров на внешнюю среду легче всего просматривается в случае взаимодействия между центрами различных людей, - в так называемой бытовой магии межличностных отношений. Например, не задействовав тот или иной центр, вы никогда не сможете получить от людей то, чего они вам, в общем-то, не должны; это прекрасно чувствует и слесарь ЖЭКа, снимающий дань со своего участка, и плейбой, выбирающий на улице подходящих ему женщин. Оба они чувствуют, что для достижения требуемого результата им необходимо войти в определенное СОСТОЯНИЕ.

Более редкие формы воздействия центров непосредственно на внешнюю среду традиционно относятся к области более высокой магии и колдовства и могут составить предмет парапсихологического исследования. Разные Сиддхи или сверх-способности также соотносятся с разными центрами.

Итак, описав вкратце общую картину функционирования системы Чакр, мы можем попытаться выяснить природу структур, осуществляющих эту функцию, - рассмотреть вопрос о физических коррелятах этих связанных с нашим телом фактов психического опыта.

4. ЧТО ТАКОЕ ЧАКРЫ? - СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ П о всей вероятности Чакры - это нейрогормональные структурно-функциональные объединения. Функциональные центры йоги представляли в виде системы Чакр, обозначая их разными рисунками, символами, и этого было вполне достаточно для понимания различных жизненных функций и умения управлять ими (28).

Хотя цитируемая попытка определения физических коррелятов Чакр относится к одним из последних, она по существу мало чем отличается от предыдущих. До сих пор поиски таких коррелятов велись лишь по внешнему признаку: расположение Чакр в физическом теле пытались сравнивать с его анатомическим строением (см., напр., 60). Действительно, при этом были обнаружены некоторые соответствия. Сделали вывод: система Чакр отражает примитивные познания древних об анатомии нервной системы, где бедность знаний компенсируется богатством воображения.

Однако сравнивать имеет смысл лишь действительно однородные явления. Чакры же представляют собой определенные зоны схемы тела, в которых испытываются определенные ощущения. Чакра - это место, в котором должно нечто ПЕРЕЖИВАТЬСЯ, а не место, в котором предполагается наличие какого-то ОРГАНА. Чакры представляют собой предмет специфической психологии, а не специфической анатомии; поиски же физических коррелятов - это, по существу, поиски механизмов физиологического обеспечения психических функций (цит. по 29, 6). Следовательно, для начала нужно определить, о каких психических функциях идет речь.

Ранее говорилось, что реакция центров на среду выражается в особом целостном ощущении, локализованном в той или иной части тела. Это особое ощущение можно определить таким более строгим понятием как психофизиологическое состояние.

Психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, реакция не отдельной системы или органа, но именно личности в целом, неразрывное единство трех уровней реагирования, трех составляющих: 1/ психической (переживания), 2/ физиологической (соматика и вегетатика) и 3/ поведенческой. В частности, представляя собой фон, на котором развертывается психическая и практическая деятельность человека, состояния оказывают самое непосредственное влияние на протекание этой деятельности, - в том числе познавательной, эмоционально-оценочной и волевой. Когда человек (произвольно или под влиянием извне) входит в то или иное состояние, эффективность его деятельности может повышаться или понижаться в зависимости от того, пребывает ли она в согласии с данным состоянием (см. 30, 330-334).

В качестве примера типичных психофизиологических состояний можно привести состояния страха и полового возбуждения. Эти два состояния связаны с двумя нижними центрами. Однако деятельность указанных центров вовсе не исчерпывается столь очевидными и однозначными состояниями. Наоборот, в повседневном опыте активность Чакр проявляется в форме очень тонких и сложных состояний, которые, даже будучи осознаны, практически