Фоменко А. Т.

Новые эмпирико-статистические методики датирования

(по современным понятиям) комедии Христос [125], с.156.

Упомянем и о знаменитой Песни Песней, включенной в библейский канон и также пронизанной откровенной эротикой (трактуемой современными теологами как иносказание).

Стараясь приспособить тогдашнюю монашескую жизнь к современной морали и нашим современным представлениям о религиозной жизни того времени, Шампфлери уверяет нас, что на все такие рисунки и тексты надо смотреть не как на иллюстрацию былой действительности, а как на предостережение от подобных поступков. Это странно, так как это предостережение нарисовано очень соблазнительно. Кто, например, стал бы предостерегать публику от разврата распространением прекрасно выполненных порнографических изданий? Скорее всего, это вызовет обратные последствия.

Кроме того, если бы это были предостережения, то были бы изображены какие-либо неприятные последствия такой практики.

Но ничего этого нет! Подобные иллюстрации (в том числе и в Библии) возможны лишь в том случае, если они рисуют обычный образ жизни западно-европейского средневекового духовенства, факт, который всеми признается нормальным; а если бы художник сделал это с целью порицания обычаев, уже переставших одобряться при новой идеологии, то, - отмечал Морозов, - он и изобразил бы эту пирушку в какой-нибудь отвратительной форме, с чертями, влекущими грешников в ад, с уродливыми последствиями болезней. Вместо этого многие средневековые Библии иллюстрированы не только изображениями вакханалий, но и античными рисунками: виноградные гроздья, по которым взбираются ангелы, неотличимые от античных амуров, и т.д. Сошлюсь на личное знакомство со старинными Библиями (например, в библиотеке Московского планетария и в Музее редкой книги при ГБИЛ в Москве).

Еще, якобы, в VII в. н.э. собор в Шалоне на Саоне запрещает петь женщинам в церквях неприличные песни.

Григорий Турский протестует против монашеских маскарадов в Пуатье, носивших разнузданный характер.

Шампфлери: Только в 1212 году парижский собор запретил монашенкам устраивать безумные праздники в такой форме... От безумных праздников, где принимают фаллус, повсюду воздерживаться, и это мы тем сильнее запрещаем монахам и монахиням (цит по [141], т.5, с. 658). Запрещение мало помогло, так как в 1245 году обновленческий епископ Одон, посещая руанские монастыри, сообщил, что монахини в массовых масштабах предаются там на праздниках непристойным удовольствиям.

Такие вахкические празднества существовали в Безансоне еще между 1284 и 1559 гг. н.э. Да и король Шарль VI в 1430 г.

снова запрещает в кафедрале Труа эти религиозные безумные праздники. Отсюда видно, с каким трудом (и как поздно) изживало новое евангелическое папство, основанное Гильдебрандом, глубоко укоренившийся вакхический культ. Не раз, - говорит Шампфлери, - когда я исследовал старинные соборы, стараясь найти секрет сбивающей с толку, непристойной их орнаментации, все мои объяснения казались мне самому толкованиями на книгу, написанную на каком-то чуждом мне языке ... Что подумать, например, о странной скульптуре, помещенной в тени под колонной подземной залы средневекового кафедрального собора в Бурже? (цит по [141], т.5, с.661).

Скульптура эта представляет из себя выступающие из колонны в страстной позе ягодицы человека, выполненные тщательно и экспрессивно. Скульптура помещена в месте, удобном для любовных игр. Как могли терпеть такую скульптуру постоянно пользовавшиеся этим храмом монахи и прихожане, ранее того времени, как эта скульптура стала сохраняться в виде пережитка давно минувших дней? Попытки объяснить все такие скульптуры и изображения (а их сохранилось немало!) тем, что они являются карикатурами, высеченными в камне, в священных храмах, на тех, кто в них служит, - несерьезны. Шампфлери: Найдется ли такое парадоксальное воображение, чтобы определить соотношение подобной, выходящей из пределов возможности шутки с благочестивым местом, где изваяно это изображение? Какие авторитетные влияния были нужны, чтобы не остановить руку ремесленника, исполнявшего такие детали? ... На стенах некоторых старинных христианских храмов мы с удивлением видим изображения половых органов человека, которые угодливо выставлены напоказ среди предметов, предназначенных для богослужения. Как будто эхо античного символизма, такие порнографические скульптуры с удивительной невинностью высечены каменотесами ... Эти ити-фаллические воспоминания старины, находимые в темных залах (где и совершались вакханалии - А.Ф.) кафедральных соборов центральной Франции, особенно многочисленны