Фоменко А. Т.

Новые эмпирико-статистические методики датирования

с названием аналогичного средневекового труда Витрувия. Сейчас считается, будто Витрувий был для Альберти образцом для подражания при составлении собственного трактата [122], с.152. Труд Альберти целиком выдержан в античных тонах. Специалисты давно составили таблицы, в которых параллельно друг другу (иногда совпадая дословно!) идут фрагменты труда Альберти и фрагменты труда Витрувия. Все эти многочисленные параллели ... открывают ту эллинистически-римскую атмосферу, в которой формировались собственные его мысли [122], с.89.

Итак, книга античного Витрувия абсолютно естественно вписывается в атмосферу и идеологию XV в. н.э. А подавляющее большинство средневековых построек Альберти выполнено в античном стиле [122], с.165,167,173.

Он создает дворец по образцу и подобию римского амфитеатра [122], с.179.

Таким образом, ведущий архитектор эпохи заполняет города Италии античными постройками, которые сейчас (но не в XV в.н.э.) считаются подражаниями древности, пишет книги в античном стиле, не подозревая, что они будут потом объявлены подражанием античности. И только после всего этого (в 1497 г.н.э.) будет открыта книга античного архитектора Витрувия, иногда почти дословно совпадающая с аналогичной книгой Альберти. Возможно, что зодчие XIV-XV вв. не считали свою деятельность подражанием античности, а просто творили ее. Теория же о подражании появится значительно позже.

6. ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

БИКЕРМАН: ХАОС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ДАТИРОВОК.

СТРАННЫЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ АНАХРОНИЗМЫ.

Хронологическая версия Скалигера отнюдь не была единственной. Вообще, Э.Бикерман с прискорбием говорит о хаосе средневековых датировок [19], с.73.

Кроме того, анализ древних документов показывает, что прежние представления о времени резко отличались от современных. До XIII-XIV веков приборы для измерения времени были редкостью, предметом роскоши [364], с.68.

Обычные для средневековой Европы часы - солнечные часы ... песочные часы и клепсидры - водяные часы. Но солнечные часы были пригодны лишь в ясную погоду, а клепсидры оставались редкостью [51], с.94.

В конце IX в. н.э. для отсчета времени широко применялись свечи; например, король Альфред (Англия) при поездках брал с собой свечи равной длины и приказывал сжигать их одну за другой [51], с.94. Такой же отсчет времени применялся еще в XIII-XIV вв., например, при Карле V.

Монахи ориентировались по количеству прочитанных ими страниц священных книг или псалмов, которые они успевали произнести между двумя наблюдениями неба [51], с.94. А ведь для астрономических наблюдений нужны часы с секундной стрелкой, но даже после изобретения и распространения в Европе механических часов они очень долго не имели минутной стрелки [51], с.95.

В парадоксальном контрасте с неточностью измерения реального времени в средние века развивается изощреннейшая хронологическая каббала.

В частности, те же самые отрезки времени, которые употребляются для измерения земного... времени, приобретают совершенно иную длительность ... когда применяются для измерения библейских событий ... Августин приравнивал каждый день творения к тысячелетию (!-А.Ф.) и пытался определить длительность истории человечества [51], с.109-110.

Для нас важна такая неотъемлемая черта средневековой историографии, как анахронизм. Прошлое рисуется в тех же категориях, что и современность... Библейские и античные персонажи фигурируют в средневековых костюмах... Соседство на порталах соборов ветхозаветных царей и патриархов с античными мудрецами и евангельскими персонажами лучше всего раскрывает анахроническое отношение к истории... КРЕСТОНОСЦЫ В КОНЦЕ XI ВЕКА БЫЛИ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО КАРАЮТ НЕ ПОТОМКОВ ПАЛАЧЕЙ СПАСИТЕЛЯ, НО САМИХ ЭТИХ ПАЛАЧЕЙ [51], с.117-118.

Современные комментаторы, исходя из скалигеровской хронологии, считают, что средневековье в грандиозных масштабах СМЕШАЛО ЭПОХИ И ПОНЯТИЯ, что средневековые авторы по невежеству отождествляли древнюю, античную, библейскую эпоху с эпохой средних веков.

Но, кроме традиционного объяснения (якобы, странная любовь к анахронизмам), возможна и вторая точка зрения: все эти утверждения средневековых авторов отвечают действительности, а анахронизмами мы считаем их сейчас потому, что следуем сегодня иной хронологии.

Хронологическая версия Скалигера зафиксировала лишь одну из нескольких средневековых хронологических концепций. Наряду с принятой сегодня хронологией раньше существовали и другие версии.

Например, считали, что Священная Римская империя Германской нации (X-XIII вв. н.э.) - НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ