Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

враги Учения. В Агни

Йоге сказано: 'Придут в храм с вашею молитвой на устах и горе

нераспознавшим'. Пользуясь малой доступностью первоисточников для

массового читателя (в особенности недоступностью писем Е.И.Рерих,

содержащих многочисленные предупреждения и ни разу не переиздававшихся

с 194О г.), такие лжеучителя, выдергивая из писем Е. И. Рерих

отдельные цитаты, пытаются оправдать и обосновать свои извращения.

Потому необходимо внимательно вникать в основы Учения, чтобы

разбираться во всех этих хитросплетениях и не поддаться им.

Для извращения основ учений широко практикуется подмена понятий.

Так, например, в последний год появилось немало залетных

лекторов-практиков, которые ездят по городам страны и под видом

приобщения слушателей якобы к практике Агни Йоги проводят так

называемые сеансы коллективной медитации, часто за весьма солидную

плату. На самом же деле проводится сеанс коллективной концентрации

сознания либо на психических центрах человека с целью их открытия,

либо на субъектах тонкого мира с целью установления с ними контакта.

Здесь и происходит коварная и незаметная подмена понятий, так как эту

практику они называют медитацией с тем, чтобы, цитируя высказывание Е.

И. Рерих о медитации, попытаться, ссылаясь на ее авторитет, обосновать

допустимость и даже полезность таких коллективных упражнений. Но

именно против таких приемов Елена Ивановна выступала категорически и

об опасности их постоянно предупреждала своих корреспондентов.

Во-первых, следует иметь в виду, что как в книгах Учения, так и в

письмах Е. И. Рерих под медитацией всегда понималось углубленное

размышление на какую-то вполне определенную тему, при этом целью

медитации ставилось развитие мышления и расширение сознания. Что это

именно так, хорошо видно, например, из ее письма от 26 апреля 1936 г.

(П., 1, С. 198). В этом смысле, например, ученый, размышляющий над

решением какой-либо научной задачи, занимается медитацией. Следует

всегда помнить, что Живая Этика настаивает на четкости и ясности

сознания, а вовсе не на расплывчатом, хаотическом и бессознательном

состоянии его. Большинство же из тех, кто руководит коллективной

медитацией, прежде всего рекомендуют расслабиться и ни о чем не думать.

В книге 'Мир Огненный' сказано: 'Искусство мышления не следует

понимать как оккультное сосредоточение... Лишь высокое качество

добросовестности утвердит путь мыслителя'. (М. О., 2, 61)

'Нужно в школах установить науку о мышлении, не как отвлеченную

психологию, но как практические основы памяти, внимания,

сосредоточенности, наблюдательности'. (Из писем Е. И. Рерих)

Во-вторых, следует понять, что отнюдь не забота о нашем развитии

движет такими лжеучителями. Не понимая и не принимая основ Живой

Этики, но уверовав в свои высокие достижения, ощутив вкус к

манипуляции сознанием доверившихся им людей, они пытаются таким

образом реализовать свою тягу к суперменству, к ощущению власти над

покорными их воле людьми.

Все это не только сеет вредные иллюзии легких достижений, не

требующих огромных усилий в борьбе со своими недостатками в процессе

самосовершенствования, но и наносит непоправимый вред психике людей.

Человек, участвующий в таких коллективных медитациях, начинает

утрачивать свою волю, у него разрушаются тончайшие структуры его

психического аппарата и он попадает в психозависимость от чужой воли.

Все это не имеет ничего общего с истинными основами Живой Этики, в

которой главной задачей ставится расширение сознания, воспитание

сердца, рост духовных качеств человека, превращение его в

сознательного и духоустремленного человека-творца, а не пассивного

человека-робота.

Всем, кто хочет разобраться в этих непростых вопросах, стоит

почаще обращаться к письмам Е. И. Рерих - Матери Агни Йоги, прошедшей

под руководством Великого Учителя огненное крещение, т.е. на своем

практическом опыте познавшей особенности тонкого аппарата человека -

его психики - и потому особенно хорошо представляющей все те

опасности, которыми чревато невежественное экспериментирование с

психической энергией и огненными центрами человека.

О двух главных опасностях предупреждала нас Елена Ивановна - об

опасности развития низшего психизма и об опасности