Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

и ребенка, в котором ярко проявляются индивидуальности как

ребенка, так и воспитателя. Главную цель воспитания очень точно

выразила Е. И. Рерих в своих письмах:

'Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать

своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной

борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими

проходимой'. (П.)

'Самое насущное дело - воспитание и образование молодых душ,

строителей будущего нового мира. Ведь столько можно и нужно сделать в

этой области'. (П.)

Лекция N6

ЖИВАЯ ЭТИКА О ШКОЛЕ И ШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Во второе семилетие жизни ребенка, совпадающее со школьным

периодом жизни, происходит переориентация сознания на текущее

воплощение. К четырнадцати годам дух уже отрывается от прошлых

существований и переключается на решение задач текущего воплощения. К

этому времени заканчивается в основном формирование личности.

Поэтому школа должна дать не только образование, но и, что еще

важнее, дать воспитание.

1. 'Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны,

как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в

сознание детей, но тем не менее, почти ничего не делается в этом

направлении'. (П., 1, С. 157)

'В обиходе слово воспитание приняло самое уродливое

ограничение... Почти никто не задумывается, что воспитание, прежде

всего, касается внутренней сущности человека, всего его характера и

есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет. Но

у нас, увы, в лучшем случае, преподается этика кулачных бойцов'. (П.)

2. В чем заключается задача учителя и какими качествами он должен

обладать, чтобы выполнить ее?

Задача учителя - распознать способности ученика и открыть перед

ним путь.

'Учение будет самым приятным часом, когда учитель оценит

способности учащихся. Только распознавание способностей позволит

справедливо относиться к будущим работникам. Часто сами учащиеся не

понимают своего назначения. Учитель, как друг, напутствует их по

лучшему направлению. Никакое насилие не применимо в школах. Только

убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед,

столько радости в приложении своих сил. Малые любят работу 'больших'.

(Об., 1О5)

Учитель должен обладать многими качествами, но самые необходимые

среди них - терпение и терпимость.

'Учитель, не оборвавший нетерпимости, не может складывать

будущее. Учение дается для будущего. Невозможно продвигать дух, не

складывая совершенствования. Так можно занять сознание слушателей, но

нужнее пробудить движение вперед. Не запрещает учитель читать

различные книги. Каждый боящийся будет ограничивать, но водитель зовет

к широкому познанию. Он не удержит от добра во всяком его виде. Эта

щедрость духа необходима. Тот, кто не хочет даже выслушать, уже

опасается чего-то. Так огненное условие требует широких врат и

скорейших крыльев'. (М. О., 56О)

'Счастье учителя в том, чтобы ободрить учеников к дерзанию о

Прекрасном. Не помогут этому достижению перечни скучных мертвенных

событий. Учитель должен сам гореть, чтобы одно приближение его уже

передавалось огненно. Трудна такая повседневная задача, но люди

испытываются именно на повседневности, которая будет сестрою

Беспредельности'. (Бр., 471)

3. Школа должна дать учащимся самое широкое, неограниченное

мировоззрение, понимание природы вещей, законов бытия Космоса и

человека.

'Учите детей понимать значение мысли, каждого поступка, каждого

проявления Природы и глубине и непреложности ее законов, тяжко

карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все

творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависит от

мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих

Жизнедателей великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих.

Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение

их еще не растлено саморазрушительным сомнением. И кроме того, сейчас

столько наглядных опытов над лучами, постоянно доказывающих нам это

невидимое воздействие и творчество. Даже самый обычный пример

фотографической фильмы, воспринимающей сложные сцены, но которая, не

будучи проявлена химическим