Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

не лишенному чувства красоты, неприятно видеть подражание

присущим ему привычкам и соревнование в разнузданности нравов.

Подражание всегда начинается с наиболее легко достижимого. Будем

надеяться, что эта первая ступень будет быстро изжита, и женщина,

углубляя свое познание Великой Матери Природы, найдет неповторяемое

величие своего творческого выражения. Космос, являя единство закона,

неповторяем в своем разнообразии. Почему же только человечество

стремится к однообразию во всем, но нарушая при этом единство закона?

Однообразие видимости, однообразие жизни и пуще всего оберегается

однообразие мысли. Забывая, что однообразие выявлений приводит к

застою и смерти'. (П., 1, С. 15-16)

'Пусть женщина, осознавшая этот закон, стремясь к своему

законному праву или к уравновешиванию Начал, сохранит всю красоту

женского облика, пусть не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств,

самопожертвования и мужества терпения'. (П., 1, С. 51)

Чтобы женщине справиться с задачей спасения человечества, ей

необходимо будет развить в себе качества духа, особенно характерные

для женского начала. Качества эти связаны с сердцем. Это - любовь,

сострадание, милосердие, терпимость и терпение, готовность к

самопожертвованию, высочайшая нравственность и многое другое - все то,

что названо таким емким словом - ДУХОВНОСТЬ.

3. Несколько великих предназначений имеет каждая женщина, и самое

главное из них - быть матерью.

На Востоке существует сокровенное понятие Матери Мира. С этой

Великой Индивидуальностью связано зарождение жизни на нашей планете.

Все великие Учителя человечества высоко почитали этот образ. Известно

почитание Матери Мира Христом и Буддою. Из жития преподобного Сергия

Радонежского мы знаем о его трепетном почитании Богоматери. В Индии

говорят, что каждая женщина есть отражение, прообраз Матери Мира на

нашей планете. Каждая женщина в потенциале своем есть Матерь Мира. С

этим Утверждением перекликаются слова, сказанные нашим русским

писателем Валентином Распутиным. Он пишет о 'носимом в себе женщиной

прообразе богородичного склада'. (В. Распутин. 'Chercher la femme'//

'Наш Современник', N 3, 199О)

Русский философ князь Евгений Трубецкой писал, что 'в образе

Богоматери - Царицы Небесной - русская иконопись олицетворяет то

любящее материнское сердце, которое через внутреннее горение в Боге

становится в акте богорождения сердцем вселенной'. (Е. Трубецкой.

Умозрение в красках. Репринт. М., 1916)

4. Особенно велика роль женщины-матери в воспитании детей. Все

духовные направления и устремления, а также творческие способности

закладываются в самом раннем возрасте (до трех - пяти лет), и роль и

значение матери здесь трудно переоценить. Обращаясь к женщинам-матерям

Н.К.Рерих писал: 'Вы скажете детям первое слово о красоте... Вы

сможете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятия

подвига и героизма. Вы скажете малым о преимуществах духовных

ценностей. Вы произнесете священное слово Культура'. ( Н.К.Рерих.

Женщинам. 'Держава Света'. Алатас. 1931. С. 59)

Именно мать, наблюдая за развитием ребенка, бережно поддержит его

прикасание к Тонкому Миру. Иногда 'можно заметить у детей странные

быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда

они говорят что-то о пожарах, о звездах и об огоньках. Конечно,

воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но, именно на

таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего

возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие

видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо

наблюдать с первых дней... Не трудны для матери эти наблюдения, нужно

только знать, что и зачем наблюдаете... Можно заметить, как радостно

открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о

сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель.

Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни-Йогов, но лишь

открыть им путь, - космическое явление не терпит насилия. Но где

цветок огня готов распуститься, там не мешайте'. (А. Й.,  457)

'Разве не мать закладывает первые зерна сознательной жизни

ребенка? - писала Е.И.Рерих. - Разве не мать дает направление и

окраску или качество всем его стремлениям и способностям? Но мать,

лишенная