Баныкин Николай Павлович

Семь лекций о живой этике

мостов, по которым перейдут поток молодые друзья. Но

главное остается, что велика наличность молодых сил. Нужно запомнить

это всем, кто качает головой в неверии'. (Бр., 468)

4. Такое расширенное мировоззрение может дать только процесс

непрестанного познания.

'Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа

от самой начальной должна быть живым звеном среди всех училищ до

самого высшего. Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать

прикладному знанию, не откладывая от науки исторической и философской.

Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только

тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать

досуг'. (Об., 1О3)

'Школа научит уважать полезные изобретения, но упасет от

машинного рабства. Всякое рабство будет уничтожено, как признак

темноты. Учитель будет ведущим наставником-другом, чтобы указать путь

краткий и лучший'. (Об., 1О8)

'Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со

старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны нужно

искоренить все ненужные нагромождения, с другой, нужно глубже вникнуть

в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет

проходит сейчас пока достижения лабораторий, исследования и открытия

доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные

отделы с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения

сообщений сведений необходимо, ибо газеты не дают важных сведений'.

(Б., 492)

'Количество и спешность новых открытий во всех областях науки

настолько прогрессирует, что скоро современное школьное образование не

будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и

потребностям времени, придется выработать новые методы во всей

образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления

станет насущной необходимостью'. (П., 2, С. 463)

Путь познания очень тернист. 'Потому так важно со школьной скамьи

знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с

теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество

из-за своевременного отказа принять то или иное научное открытие, то

или иное расширение умственного кругозора. Расширение сознания и

широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе

человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций'. (П.)

Какие качества должны быть развиты школой у учащихся?

5.1. Необходимо продолжать героическое и патриотическое

воспитание, начатое в дошкольном возрасте.

'Именно подвиг и героизм должны быть преподаны в школах. Пусть

дети называют себя героями и примеряют к себе качества замечательных

людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных

смазываний будет очерчен Облик труда и воли. Даже для медицинских

целей этот бодрый зов жизни незаменим.Нужно без промедления дать такой

материал'. (П.)

'В спартанских школах приучали детей к всевозможным опасностям,

чтобы развить находчивость. Так же нужно поступать и теперь, когда

опасности приумножились. Пусть в школах будут готовиться к возможным

опасностям, но это знание не должно лишать род людской

жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой

опасности есть зарождение радости'. (П.)

'Нужно от школьных лет намечать кадры героев и поддерживать эти

огни самоотвержения'. (Н. В.)

'Эволюционные мировые процессы должны быть очень увлекательно

изложены в школах. Родина выливается из мировых процессов и должна

занимать вполне обусловленное место и значение. Каждый должен знать

истинную ценность своего отечества, но оно не должно быть растущим

деревом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством

народов... Пусть процессы мира найдут живых толкователей'. (Н. В.)

5.2. Большое значение придает Живая Этика развитию у детей

способности мышления.

'Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое

искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено

упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным,

потому руководитель такого предмета должен быть истинным

просвещенным'. (М. О., 2, 61)

'Учитель обязан следить за качеством мысли ученика. Не самые

проделки, но течение мысли будет путем продвижения. Не

сверхъестественно