Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

/>

концентрации всех душевных сил на легко обозримом комплексе представлений.

Он должен быть легко обозрим для того, чтобы в медитацию не проникало ничего

из бессознательного процесса. В медитации все должно протекать только в

пределах душевно-духовного. Кто размышляет над математической проблемой, тот

может быть почти уверен, что он остается при этом в области только

душевно-духовного. Бессознательные воспоминания представлений, находящихся

под воздействием чувств или воли, в этом не участвуют. Так это должно быть и

в медитировании. Выбирая для этой цели представление из числа наших

восприятий, мы не можем знать, сколько при этом телесного, инстинктивного,

бессознательно-душевного вносится в сознание и примешивается при погружении

в это представление к душевной деятельности. -- Поэтому в качестве

содержания медитации лучше всего выбрать нечто такое, относительно чего мы

уверены, что оно совершенно ново для души. Если спросить в этом совета у

опытного духовного исследователя, он прежде всего будет считаться с этим. Он

предложит содержание медитации совершенно простое -- такое, по поводу

которого мы наверняка никогда еще не размышляли. При этом дело не в том,

чтобы это содержание соответствовало чему-то уже известному или вообще

какому-то факту чувственного мира. Можно взять образное представление, не

отображающее ничего внешнего: например, 'в свете, струясь, живет мудрость'.

Вся суть в погружении в этот комплекс представлений. При таком погружении

укрепляются духовно-душевные силы, подобно тому как мускульные силы

укрепляются при выполнении какой-либо работы. Медитация может быть каждый

раз короткой; но чтобы достигнуть результатов, ее необходимо повторять в

течение долгого времени. В зависимости от задатков, этот результат может для

одного наступить через несколько недель, для другого лишь через несколько

лет. Кто хочет стать истинным духовным исследователем, должен проводить эти

упражнения строго систематически и интенсивно. С помощью указанного здесь

метода медитирования будет прежде всего достигнуто то, что медитирующий с

большей уверенностью сможет своей внутренней жизнью контролировать сообщения

духовного исследователя. Но справедливо также и то, что для такого контроля

вполне достаточен и обыкновенный здоровый человеческий рассудок, если он

достаточно непредвзят и непредубежден.

На помощь медитированию должно прийти упражнение в укреплении

характера, внутренней правдивости, покое душевной жизни и полной

сознательности; ведь только тогда, когда душа проникнута этими качествами,

она будет постепенно напечатлевать всей человеческой организации то, что

образуется как процесс в медитации.


Если эти упражнения приводят к правильному результату, человек

переживает себя в эфирном организме. Переживание мысли приобретает новую

форму. Человек переживает мысли не в абстрактной форме, как раньше, но так,

что он чувствует в них силы. Прежние мысли можно было только мыслить, у них

не было силы для какой-либо активности. Мысли, которые мы переживаем теперь,

имеют такую же мощь, как силы роста, преобразующие человека из маленького

ребенка во взрослого. Но именно поэтому необходимо, чтобы медитация

производилась правильно. Ведь если в ней будут действовать подсознательные

силы, если она не будет исполненным разума, протекающим чисто

душевно-духовно актом, разовьются импульсы, воздействующие на самый организм

человека так же, как природные силы роста. Этого не должно быть ни в коем

случае. Собственный физический и эфирный организм должны остаться

незатронутыми медитацией. При правильной медитации человек начинает жить во

вновь развитом мысле-силовом содержании {шрифт наклонный}вне{шрифт обычный}

собственного физического и эфирного организма. Мы переживаем эфирное, и наш

собственный организм достигает относительной объективности по отношению к

личному переживанию. Мы видим его, и он отражает в форме мысли то, что мы

переживаем в эфире.


Это переживание