Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

Рудольф Штайнер. Космология, религия и философия

Рудольф Штайнер. Космология, религия и философия



(Десять авторефератов 'Французского курса' в Гетеануме,

Дорнах с 6 по 15 сентября 1922 г.)


СОДЕРЖАНИЕ


ТРИ ШАГА АНТРОПОСОФИИ 1

УПРАЖНЕНИЕ ДУШИ В МЫШЛЕНИИ, ЧУВСТВОВАНИИ И ВОЛЕНИИ 1

ИМАГИНАТИВНЫЙ, ИНСПИРИРОВАННЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ 1

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ И ВОЛИ 1

ПЕРЕЖИВАНИЯ ДУШИ ВО СНЕ 1

ПЕРЕХОД ОТ ДУШЕВНО-ДУХОВНОГО БЫТИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА К

ЧУВСТВЕННО-ФИЗИЧЕСКОМУ 1

ХРИСТОС И ЕГО СВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ 1

СОБЫТИЕ СМЕРТИ В ЕГО ОТНОШЕНИИ КО ХРИСТУ 1

СУДЬБА 'Я'-СОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ХРИСТА 1

ПЕРЕЖИВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ЧАСТИ ДУШИ 1

ПРИМЕЧАНИЕ К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ 1


ТРИ ШАГА АНТРОПОСОФИИ


Я испытываю большое удовлетворение, что этот цикл докладов может

состояться в Гетеануме, институте, призванном взращивать спиритуальную

науку. Но эту науку, называемую здесь спиритуальной, нельзя смешивать с тем,

что как раз в наше время часто выступает под именем оккультизма, мистики и

тому подобного. Эти устремления или примыкают к старым спиритуальным

традициям, больше не понимаемым правильно -- и в дилетантской форме

предлагают разного рода псевдопознания о сверхчувственных мирах; или же

внешне подражают принятым в настоящее время научным методам, не зная того,

что пути исследования, в совершенстве разработанные для рассмотрения

чувственного мира, никогда не могут ввести в сверхчувственные миры. И то,

что выступает как мистика, это либо просто обновление древних душевных

переживаний, либо неясное, часто крайне фантастическое и иллюзионистское

самосозерцание.


Метод воззрения Гетеанума, напротив, отличается тем, что он в полной

мере поддерживает точку зрения современного естественнонаучного исследования

и признает ее там, где она правомерна. Но он, со своей стороны, путем строго

регламентированной подготовки чисто душевного созерцания стремится

достигнуть объективных, точных данных в отношении сверхчувственного мира.

Такими данными он признает только достигаемое при таком созерцании души, при

котором душевно-духовная организация может быть обозрима точно так же, как

бывает обозрима математическая проблема. Речь Идет о том, чтобы вначале эта

организация предстала в научно безупречном созерцании. Если мы назовем эту

организацию 'духовным оком', то можно сказать: как математик имеет перед

собой свои проблемы, так духоиспытатель -- свое собственное 'духовное око'.

Таким образом, научный метод применяется им прежде всего при подготовке его

'духовных органов'. Если эти органы подвластны 'его науке', тоща он может

ими пользоваться, и ему открывается сверхчувственный мир. Исследователь

чувственного мира направляет свою науку вовне, на результаты. Исследователь

духа применяет науку как подготовку к видению. Когда начинается видение, то

все назначение науки должно быть исчерпано. И если тогда мы хотим назвать

свое 'ведение' ясновидением, то это будет 'точное ясновидение'. Там, где

кончается, наука о чувственном, начинается наука о духе. Духовный

исследователь должен прежде всего взрастить весь свой образ мышления на

новейшей науке о чувственном.


Ведь практикуемые сегодня науки вплотную подходят к области,

открывающей спиритуальную науку в современном смысле. Это происходит не

только в отдельных областях естествознания и истории. Это происходит, к

примеру, и в медицине, а также во всех областях практической жизни, в

искусстве, морали и в социальной жизни. Это же наблюдается и в религиозных

переживаниях.


В предлагаемых докладах будут рассмотрены три такие области, и будет

показано, как они сливаются в современном спиритуальном воззрении -- это

философия, космология и религия.


Философия несла некогда все человеческое познание в целом. В ее Логосе

человек достигал познания отдельных областей мировой