Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

что должно было бы

переживаться во время сна, как тело во время бодрствования. Водительство

Христа соединяет воедино внутреннюю разорванность, множественность. И тогда

душа приходит к переживанию иного внутреннего бытия, чем в бодрственном

состоянии. Здесь ее внешним миром является также и собственный физический и

эфирный организм. Зато в своем внутреннем она переживает тогда отображения

планетарных движений. На место индивидуального переживания, обусловленного

физическим и эфирным организмами, в душе выступает космическое переживание.

Душа живет вне тела, и ее внутренняя жизнь есть внутреннее отображение

движения планет. Инспирированное познание признает таковым соответствующие

внутренние процессы, как это было описано в предыдущих докладах. Это

сознание видит также, как, продолжаясь, живет в бодрственном сознании то,

что душа получает от планетного переживания. Во время бодрствования это

планетное переживание продолжает как побуждение действовать в ритме дыхания

и кровообращения. Во время сна физический и эфирный организм находятся под

влиянием этого планетарного воздействия, которое в бодрственной дневной

жизни действует в них описанным образом как последствие предыдущей ночи.


Параллельно с этим проходят другие переживания. Душа переживает в этой

сфере своего сонного бытия свое родство со всеми человеческими душами, к

которым она когда-либо имела отношение в земной жизни. В интуитивном

постижении то, что стоит здесь перед душой, приводит к уверенности в

повторяемости земной жизни, ибо эти земные жизни открываются в родстве с

другими душами. Душевным переживанием становится также связь с другими

духовными существами, живущими в мире, никогда не воплощаясь в человеческом

теле.


В этой стадии сна наступает также переживание того, что означают добрые

или дурные наклонности, добрые и дурные переживания в переплетениях судьбы

земного бытия. Перед душой стоит то, что более древние мировоззрения

называли кармой.


Все эти переживания сна действуют на дневную жизнь так, что они

обуславливают общее самочувствие, душевное настроение, ощущение себя

счастливым или несчастным.


В дальнейшем течении сна к описанному состоянию души присоединяется еще

другое. Душа переживает в себе отображение бытия неподвижных звезд. Тогда

констелляции неподвижных звезд переживаются так, как в бодрственном

состоянии телесные органы. Космическое переживание души расширяется; теперь

она -- духовное существо среди духовных существ. Как было сказано в

предыдущих докладах, интуиция познает Солнце и другие неподвижные звезды как

физическое создание духовных существ. То, что душа переживает тогда,

продолжает действовать в дневной жизни как ее религиозная

предрасположенность, ее религиозное чувство и воля. И поистине можно

сказать, что то, что живет в глубинах души как религиозное стремление,

является для бодрствования последействием звездного переживания в состоянии

сна.


И глубоко значительно, что именно в этом состоянии перед душой встает

факт рождения и смерти. Она переживает себя как духовное существо, вошедшее

в физическое тело через зачатие и жизнь зародыша; и (бессознательно) она

видит процесс смерти как переход в чисто духовно-душевный мир. Что в своем

бодрственном состоянии душа не может вполне верить в реальность того, что

внешне предстает чувствам как события рождения и смерти -- это не только

исполненное фантазии проявление тоски, но смутно ощущаемое последствие

переживания того, что предстает душе в состоянии сна.


Если бы человек мог вызвать в своем сознании все то, что он переживает

бессознательно от засыпания до пробуждения, он имел бы в первом переживании

сна, в котором чувственные явления растворяются во всеобщем внутреннем

переживании мира и в котором выступает своего рода пантеистическое сознание

Бога, такое содержание сознания, какое дало бы его философским идеям

переживание действительности.