Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

что-нибудь совершает в чувственном мире. Для его душевной жизни

это не ограничивается одним внешним поступком. Он составляет себе суждение о

своем поступке. И это суждение совершается не в одной только жизни мысли;

импульс к нему исходит из астрального организма, раскрывающегося в

физической жизни в связи с ритмическими процессами. И в жизнь мысли,

протекающую в отраженных образах, вливается отблеск морального суждения. В

мире отраженных мыслей этот отблеск сам появляется с характерными признаками

только отраженной сущности мысли. А в астральном ритмическом организме он

живет в своей действительности. Во время земной жизни эта действительность

не вступает в обычное сознание. Этому вступлению препятствует то, что

физические ритмические процессы чувствуются сильнее, чем сопровождающие их

духовные процессы. Когда по смерти бывает отброшен физический организм,

когда нет уже физических, ритмических процессов, тогда в космическое

сознание вступает созерцание того, чем являются перед лицом

духовно-космического мира поступки человека. Это космическое сознание

вырабатывается после того, как отделяется эфирный организм. В этом состоянии

человек видит самого себя как моральное образование, подобно тому как в

земной жизни он видит себя как физическое образование. Он имеет теперь такое

внутреннее существо, какое построено моральным качеством его земной

деятельности. Он созерцает свой астральный организм. Но в этот астральный

организм посылает свое сияние духовно-космический мир. Перед человеческой

душой стоит как картина событий то, что говорит этот мир по поводу

поступков, совершенных человеком в его земной жизни.


Со смертью человек вступает в такую форму переживания, в которой он

переживает иной ритм, чем в земном бытии. Этот ритм является как бы

космическим воспроизведением земной деятельности. В это последующее

переживание непрерывно изливается жизнь духовного космоса, как в земной

жизни вливается в легкие вдыхаемый воздух. В сознательном космическом

переживании предстает ритм, отображением которого является физический. То,

что человек совершает в земной жизни, включается посредством космического

ритма как мир, наделенный моральными качествами, в мир, не имеющий моральных

качеств. И после своей смерти человек переживает это образующееся в лоне

космоса существо морального ядра будущего космоса, который будет изживать

себя не только как теперешний -- в чисто природном порядке -- но в порядке

морально-природном. Основное ощущение, проходящее через душу во время этого

переживания в становящемся космическом мире, дается ей вопросом: буду ли я

достоин в будущей жизни включить себя в морально-природный порядок?


Тот мир переживаний, через который человек проходит таким образом после

смерти, я назвал в моей книге 'Теософия' 'миром душ'. Наступающее через

инспирацию сознание этого мира дает содержание для истинной космологии,

подобно тому как имагинативное познание реальной человеческой жизни дает

содержание для истинной философии.


Но из того космического сознания, на которое действует космическое

последствие земных человеческих поступков, еще не может быть получено

достаточных импульсов, из которых человеческая душа могла бы приготовить в

духовном мире будущий физический организм. Этот организм был бы испорчен,

если бы душа оставалась и далее в мире душ. Она должна вступить в такой мир

переживаний, где действуют внечеловеческие духовные импульсы космоса. В той

же книге я назвал этот мир 'миром духа'.


Древние посвященные могли из своего полученного путем посвящения знания

сказать своим последователям: то духовное существо, которое в физическом

мире находит свой отблеск в Солнце, вы встретите после смерти в духовном

мире. Оно поведет вас из мира души в мир духа. Его водительство очистит вас,

так что вы получите в мире духа способность приготовить соответствующий миру

физический организм.


Посвященные времен мистерии Голгофы