Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

образом, волевая часть души отрывалась от тела и

побуждалась к самостоятельному переживанию духовного мира.


Упражнения такого рода уже не пригодны для человеческой организации,

достигнутой к настоящему моменту человеческого развития. Человеческий

организм теперь таков, что эти старые упражнения в аскезе могли бы вызвать

нарушения в человеческом организме, являющемся основой для развития 'Я'. В

настоящее время надо делать обратное. Душевные упражнения, необходимые

теперь для того, чтобы освободить от тела волевую часть души, были указаны в

предыдущих докладах. Они приводят к укреплению души не со стороны тела, а со

стороны самой души. Они укрепляют душевное в человеке и оставляют

незатронутым физически-телесное.


Уже обычным сознанием можно заметить, что переживание боли связано с

развитием душевного опыта. Всякий достигший тех или иных высших познаний

скажет: я благодарен судьбе за счастливые, приносившие радость события моей

жизни, но своими подлинными познаниями жизни я обязан своим скорбным,

горестным переживаниям.


Для укрепления волевой части души, которое необходимо при достижении

интуитивного познания, нужно сначала укрепить желание, изживающееся в

обычной человеческой жизни через физический организм. Это происходит путем

указанных упражнений. Когда это желание становится таким, что физический

организм в своем земном состоянии не может быть для него основой, тогда

переживание волевой части души переходит в духовный мир, и наступает

интуитивное созерцание. В этом созерцании духовно-вечная часть душевной

жизни осознает себя самое. Духовное сознание переживает содержание духовного

мира, подобно тому как сознание, живущее в теле, переживает это тело.


В попеременной деятельности созидания и разрушения человеческого

организма, как она проявляется в мыслящей, чувствующей и Болящей

человеческой организации, нужно видеть более или менее нормальную жизнь

человека на Земле. Она бывает иной в детстве, чем у взрослого. Понимание

того, как действуют в детстве разрушающие и созидающие силы, и какое влияние

оказывают на них воспитание и преподавание, есть задача истинной педагогики.

Такая педагогика может возникнуть только из коренящегося в сверхчувственном

познания всей человеческой природы в ее телесной, душевной и духовной

сущности. Познание, ограничивающее себя только тем, что достижимо путем

естествознания, не может быть основой истинной педагогики.


В больном человеке бывает нарушено по отношению ко всему организму или

к отдельным органам более или менее нормальное взаимоотношение созидающих и

разрушающих сил. Или перевешивает чрезмерно разросшееся созидание в

образованиях отдельных органов и процессов, или разрушение в умерщвляющих

образованиях. Разобрать, что именно здесь происходит, может только тот, кто

познает всю человеческую организацию в физическом, эфирном, астральном

организме и 'Я'-существе. Только при таком познании могут быть найдены

средства лечения. Ибо в царствах внешнего мира имеются минеральные и

растительные существа, в которых при духовном познании можно найти силы,

противодействующие слишком сильно созидающим или разрушающим силам

организма. Такое же противодействие может быть найдено и в определенных

отправлениях самого организма, не возникающих и не развивающихся в состоянии

здоровья. Истинное медицинское познание, истинная терапия и патология могут

быть основаны только на таком знании человека, которое объемлет дух, душу и

тело и воспринимает результаты имагинации, инспирации и интуиции. В

настоящее время требование такой медицины еще не считается серьезным,

поскольку люди стоят на позициях чисто чувственной науки. А стоя на этих

позициях, и не подозревают, что для познания всей полноты человека

необходимо знать гораздо больше, чем для познания одного только

человеческого тела. Действительно можно сказать, что антропософия знает

возражения своих противников