Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

ему гротеском. Но предыдущее изложение показало, что подобное

описание возможно, а также как его следует воспринимать. Поэтому, несмотря

на то что оно может быть даже осмеяно с той или другой стороны, я приведу

его так, как оно вытекает из описанных выше состояний сознания.


Погружаясь в сон, человек находится сначала во внутренне

неопределенном, недифференцированном бытии. Он не переживает различия между

своим собственным бытием и бытием мира; не переживает также различия между

отдельными вещами или существами. Человек пребывает в общем туманном бытии.

Будучи поднято в имагинативное сознание, это переживание предстает как такое

само-ощущение, в котором содержится уже и ощущение мира. Человек выступает

из чувственного бытия, но еще не вступает явственно в другой мир.


В дальнейшем придется употреблять такие выражения, как 'чувствование',

'тоска' и тому подобные, которые в обычной жизни относятся к чему-либо

сознаваемому. Но они должны будут указывать на процессы, которые остаются

неосознанными в обычной душевной жизни. Тем не менее душа переживает их во

время сна как реальные факторы. Подумайте, например, о том, как в

повседневной жизни в сознании переживается радость. В теле в это время

происходит расширение тонких кровеносных сосудов и другие процессы. Это

расширение есть реальный факт. А в сознании в это время переживается

радость. Так и душа переживает во время сна нечто реальное; это реальное

будет далее описано с помощью выражений, относящихся к соответствующему

переживанию имагинативного, инспиративного и интуитивного сознания. И когда

говорится, например, о 'тоске', то подразумевается фактический душевный

процесс, имагинативно раскрывающийся как тоска. Следовательно,

бессознательные душевные процессы и душевные состояния будут описаны здесь

так, как если бы они были осознаваемы.


Одновременно с чувством чего-то неопределенного, недифференцированного

в душе появляется томление, тоска по покою в духовно-божественном.

Человеческая душа развивает эту тоску как силу, противодействующую чувству

потерянности в неопределенном. Душа утратила чувственное бытие и жаждет

бытия, охватывающего ее из духовного мира.


В этом состоянии воздействуют сновидения. Они пронизывают

бессознательное полусознательными переживаниями. Но истинный облик

переживаний во время сна благодаря обычным сновидениям становится не более,

а еще менее явственным. Эта неявствснность сказывается и в имагинативном

сознании, когда чистота его нарушается непроизвольно всплывающими грезами.

Увидеть истину по ту сторону бодрственной, а также и сновидческой жизни

можно благодаря душевному настроению, устанавливаемому по свободной воле

путем описанных в предыдущих докладах душевных упражнений.


Следовательно, переживаемое здесь душой состояние есть как бы

разделение ее самости на отделенные друг от друга внутренние события. Душа

переживает себя в этот период сна не единством, а как внутреннее множество.

Это состояние вызывает ощущение страха. Если бы оно переживалось

сознательно, душа пережила бы его как страх. Реальное соответствие этой

боязливости человеческая душа переживает каждую ночь. Но она не осознает

этого.


В эти моменты состояния сна у современного человека выступает целящее

душу воздействие того, что в состоянии бодрствования он переживает как свою

преданность Христу. До события Голгофы это было иначе. Тогда люди во время

бодрствования получали от своих вероисповеданий средства, которые

действовали затем в состоянии сна и были целебными средствами против

указанного страха. Для человека, живущего после мистерии Голгофы, их место

заступают те религиозные переживания, которые возникают при созерцательном

размышлении о существе Христа, Его жизни и смерти. Благодаря их воздействию

на сон человек преодолевает страх. Этот страх, поскольку он присутствует,

препятствует внутреннему созерцанию того душевного,