Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

Если бы, далее, он мог сознательно нести в

себе переживание планет и неподвижных звезд из сна, он имел бы полную

содержания космологию.


И как завершение могло бы явиться то, что возникает в переживании звезд

и что дает человеку возможность пережить себя как духа среди духов.

Поистине, начиная с засыпания, во время дальнейшего сна, человек постепенно

становится бессознательно философом, космологом и пронизанным Богом

существом. Имагинация, инспирация и интуиция поднимают из темной глубины

переживаемого обычно только во сне то, что показывает, каково истинное

существо человека, как человек является членом космоса, как он пронизан

Богом.


Последнее наступает для человека в состоянии самого глубокого сна.

Начиная с этого момента, душа вступает опять на обратный путь в чувственный

мир. В импульсе, ведущем к этому обратному пути, интуитивное сознание

познает действие тех существ, которые как духовные существа имеют свой

чувственный противообраз в Луне. Это те духовно-лунные воздействия, которые

во время каждого сна снова призывают человека к земному бытию. Конечно, эти

лунные воздействия имеют место и в период новолуния; но изменение чувственно

видимого образа Луны имеет значение лишь для того, чем являются лунные

воздействия во время пребывания человека в земном бытии от рождения

(зачатия) до смерти.


После стадии самого глубокого сна человек, проходя через те же самые

состояния, возвращается опять к состоянию бодрствования. Перед пробуждением

он снова проходит через переживание всеобщего мирового бытия с тоскою о

Боге, в которое уже могут вплетаться и сновидения.


ПЕРЕХОД ОТ ДУШЕВНО-ДУХОВНОГО БЫТИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА К

ЧУВСТВЕННО-ФИЗИЧЕСКОМУ


В предыдущих докладах было показано, как путем инспирированного и

интуитивного познания достигнуть созерцания вечного духовно-душевного

сущностного ядра в человеке. При этом было показано, как внутренняя жизнь

человека наполняется отображениями космического свершения. Как человек во

время сна бессознательно переживает такую космическую, внутреннюю жизнь,

было описано в последнем докладе. Внутренний мир человека становится внешним

миром; и обратно: духовное существо внешнего мира становится внутренним

миром.


В состоянии сна физический и эфирный организм человека являются внешним

миром для душевно-духовного существа человека. Они пребывают такими, какими

они в бодрственном состоянии всегда могут стать орудием душевно-духовного

человека. Переходя в состояние сна, человек уносит с собой стремление к этим

двум организмам. Как было показано в последнем докладе, это стремление

связано с теми духовными силами космоса, которые находят свое чувственное

отражение в явлениях Луны. Человек подчинен этим лунным силам только в силу

своей связи с существом Земли. Из созерцания того состояния, в котором

человек находится в течение некоторого времени в чисто духовном мире перед

своим обращением к земном жизни, открывается, что тогда он не подчинен

влияниям лунных сил.


В этом состоянии человек переживает свой физический и эфирный организм

как нечто, ему не принадлежащее, как это бывает в состоянии сна. Но он все

же переживает их, хотя и совершенно иным образом. Он переживает их основы в

космических мирах. Он переживает становление этих организмов из духовного

космоса. Он созерцает духовный космос. Этот последний есть духовная часть

зародыша физического земного организма, который он будет нести в будущем.

Когда в данной связи говорится о 'зародыше', то этим обозначается что-то, в

известном смысле прямо противоположное тому, что обозначается этим словом в

физическом мире. Здесь, в физическом мире, 'зародыш' есть малый физический

зачаток постепенно увеличивающегося организма. Духовное силовое образование,

которое человек созерцает в своем доземном бытии в связи со своим существом,

велико, и постепенно все больше стягивается для того, чтобы наконец

соединиться