Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

организм. До этого мысли философии могут быть только отражениями,

как было описано выше. И строя такую философию, мы, вживаясь в них

непредвзято, неизбежно чувствуем их нереальность. Тогда мы в предчувствии

ощущаем отмеченный выше момент, когда совершенно исчезает вспоминаемое

мышление. Августин и Декарт ощущали это, но истолковывали

неудовлетворительно, как 'сомнение'. Философия оживет, когда в душе всплывет

единство жизни как субстанция. Это ощутил Бергсон и выразил в своей mice

'длительности', но он не сдвинулся с этой точки. Дальше будет сказано, как,

исходя из этих отношений, обстоит дело с космологией и познанием религии.


СУДЬБА 'Я'-СОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ХРИСТА


В земном бытии душевная жизнь протекает в явлениях мышления, чувства и

воли. В мышлении предстает отражение того, что переживают астральный

организм и 'Я'-существо в физически-чувственном мире. Другое переживание

этих высших членов человеческого существа развивается во время сна. Но это

переживание остается в земном бытии неосознанным. Душа в своем внутреннем

тогда слишком слаба для того, чтобы поставить перед своим сознанием свое

собственное содержание. Для созерцающего сознания это содержание предстает

как чисто душевно-духовное.


С пробуждением человека астральный организм и 'Я'-существо вступают в

физический организм. При помощи мышления человек переживает восприятия

чувств в эфирном организме. Но в этом переживании действует не окружающий

человека мир, а воспроизведение этого мира. В этом воспроизведении

раскрывается совокупность образующих сил, лежащих в основе земной

человеческой жизни. В каждое мгновение жизни в человеке имеется это

воспроизведение внешнего мира. Человек переживает это воспроизведение через

мышление не непосредственно, но так, что его отражение встает перед обычным

сознанием благодаря физическому организму как содержание мысли.


Обычным сознанием может быть воспринято не то, что происходит в

физическом организме за отражающей деятельностью мышления, а только

результат, каковым являются предстающие как мысли отраженные образы. Эти не

воспринятые сознанием процессы физического организма суть деятельность

эфирного и астрального организма и 'Я'-существа. Человек воспринимает в

своих мыслях то, что он сам, как душевно-духовное существо, вызывает в своем

организме.


В эфирном организме живет воспроизведение внешнего мира как внутренняя

деятельность, заполняющая физический организм. В астральном организме

продолжает действовать то, что человек пережил в доземном бытии; в

'Я'-существе живет вечное ядро человека.


В эфирном организме действует в человеке внешний мир. В астральном

организме продолжает действовать то, что пережил человек в доземном бытии.

Во время земной жизни эта деятельность по своему существу не стала иной, чем

она была в доземном бытии. Она происходила тогда в духовно-преображенном

физическом организме. Такова же она и теперь в состоянии бодрствования.

Внутренняя организация головы человека непрерывно стремится из физического

состояния метаморфизироваться в духовное; но во время земной жизни это

превращение выступает лишь как предрасположенность. Физический организм

оказывает противодействие. В то мгновение, когда преобразующая деятельность

астрального организма достигает той точки, где внутренняя физическая

организация головы -- как физическая -- должна была бы распасться, наступает

состояние сна. Из остального физического организма она снова предоставляет

внутренней организации головы те силы, благодаря которым она может далее

существовать в физическом мире.


Эти силы лежат в эфирном организме. В состоянии бодрствования он

делается все менее дифференцированным в области организации головы; в

состоянии сна он внутренне дифференцируется в определенные образования. В

этих образованиях раскрываются силы, созидающие во время земной жизни

физический организм.