Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

/>


До мистерии Голгофы наука посвящения могла сказать людям: в известный

момент послеземного бытия из сферы Луны должно быть удалено человеческое

переживание, удерживающее человека в области планетных сил. Но сам человек

не может осуществить это удаление. Тогда за него вступается существо,

физическим отблеском которого является Солнце, и это существо ведет его в

чистую сферу духа, где действует оно само, а не духовные существа Луны.

Человек переживает тогда звездное бытие таким образом, что он созерцает

духовные прообразы констелляций неподвижных звезд как бы с другой стороны, с

периферии космоса. И хотя ему открываются звезды, но все же это созерцание

не пространственно. Совместно с силами, которыми человек пронизан теперь,

ему является возможность образовать из космоса духовный зародыш физического

организма. Божественное в нем созидает божественное. И когда духовный

зародыш созрел, начинается вновь нисхождение к земному бытию. Человек

вступает в сферу Луны. Там он находит моральное духовно-ценностное существо,

которое он оставил при переходе в чисто звездное бытие; и он присоединяет

его к своему душевно-духовному существу, чтобы сделать его основой для своей

отвечающей судьбе (космически предопределенной) последующей земной жизни.


Из посвятительной науки христианства проистекает нечто иное. Принятием

силы, возрастающей в душе из созерцающего и действенного сопереживания в

чувстве земной жизни Христа и мистерии Голгофы, человек уже на Земле

развивает в себе способность в определенный момент послеземного бытия

освободиться от лунного влияния и вступить в чистую звездную сферу. Эта

способность есть духовный, переживаемый после смерти {шрифт

наклонный}прообраз свободы{шрифт обычный}, достигнутой в земной жизни через

сознание 'Я'. В последующий период между смертью и новым рождением человек,

как сказано, соединяется с оставленным в сфере Луны морально-духовным

ценностным существом как со строителем своей судьбы, которую затем он может

переживать в свободе во время последующей земной жизни. И так же в свободе

несет он в себе на Земле свое религиозное сознание как последствие того

пронизанного Богом бытия, которое было пережито им между смертью и новым

рождением.


Новейшая посвятительная наука может исследовать это и познать действие

Христа в человеческой жизни. К исполненной жизни философии и к космологии,

познающей дух космоса, она присоединяет религиозное познание, раскрывающее

Христа как источник обновленного религиозного сознания, как вождя мира в

свободе.


В этих докладах я мог дать только набросок возможного возникновения

философии, космологии и познания религии. Нужно было бы сказать еще многое

для того, чтобы этот набросок предстал как живой образ.


ПРИМЕЧАНИЕ К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ


Предлагаемые здесь десять авторефератов занимают особое место среди

трудов Рудольфа Штайнера. Они возникли как записи для французского перевода

цикла докладов 'Философия, космология и религия в антропософии' (ср. GA 215)

Это был так называемый 'французский курс', анонсированный по-французски как

'La Philosophie, la Cosmologic et la Religion, солнце parties de

l'Anthroposophie', который Рудольф Штайнер прочитал с 6 по 15 сентября 1922

года в Гетеануме в рамках 'французского семинара'. Перевод выполнил Jules

Sauerwein, Париж. Рефераты, в которых в концентрированной форме

воспроизведено содержание докладов, ежедневно записывались для перевода, а

затем по частям переводились.


Оригинал текста


Рукописный оригинал сохранился только для I, II, IV и VI рефератов. Но

надо отметить, что Рудольф Штайнер просматривал корректурные гранки для

печати в еженедельнике 'Das Goetheanum'. Для третьего (немецкого) издания

текст был еще раз выверен. На стр. 36 в 14-й сверху строке было в

соответствии со смыслом в скобках вставлено слово 'nicht'.


Названия рефератам были даны не Рудольфом Штайнером, а Марией