Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

сил познания не вело к

разрешению человеком этой загадки. Она была разрешена для человека благодаря

вступлению в земное развитие события Голгофы.


Христос сошел на почву земного бытия из миров, где человек живет в

своем доземном бытии. В соединении переживаний обычного бодрственного

сознания с существом Христа и во взоре, обращенном к Его действиям, человек

может со времени события Голгофы найти то, что он ранее находил благодаря

естественным свойствам своего сознания.


Посвященные древних мистерий говорили своим приверженцам таким образом,

что эти последние видели в восприятии доземного бытия благодатный дар

духовного солнечного существа, отблеск которого предстает нам в физическом

солнце.


Посвященные, во времена мистерии Голгофы еще продолжавшие поддерживать

древние методы посвящения, говорили желавшим их слушать людям о том, что

существо, раньше дававшее человеку из духовных миров в земное бытие отзвук

доземного, сошло как Христос в физический, земной мир и приняло телесность в

человеке Иисусе.


Те, кто из посвящения знали правду о мистерии Голгофы, в первые времена

христианского развития всегда говорили о существе Христа как о сошедшем из

духовных миров в земной. Для учителей человечества того времени речь шли

главным образом о Христе сверхземного мира и о Его пути к земному человеку.


Предпосылкой такого прозрения было то, что из древнего посвящения они

еще столько знали о сверхчувственных мирах, что могли видеть во Христе

существо духовного мира до Его нисхождения на Землю.


Остатки этого знания сохранялись приблизительно до четвертого века

после Рождества Христова. Затем они потускнели в человеческом сознании. Тем

самым событие Голгофы стало событием, известным только благодаря

распространению внешней истории. Принципы инициации древнего мира были

утрачены для внешнего мира и развивались только в таких местах, о которых

люди едва что-либо знали. Лишь начиная с последней трети XIX века развитие

человечества снова достигло той стадии, когда новое посвящение, описанное в

предыдущих докладах, приводит к созерцанию существа Христа в духовном мире.


Для полного раскрытия 'Я'-сознания, которому надлежало войти в развитие

человечества, было необходимо, чтобы инициированное познание на несколько

столетий прекратилось, и чтобы человек временно видел себя ограниченным

чувственным и внешне-историческим миром, в котором он мог свободно раскрыть

свое 'Я'-сознание.


Таким образом, только для Общины Христиан стало возможным указать

верующим на историческую традицию мистерии Голгофы и облечь в догматы для

веры то, что некогда знали об этой мистерии из познания духа. Здесь речь

идет не о содержании этих догматов, а о том, как оно переживается в душе,

путем веры или путем знания.


В настоящее время снова возможно достигнуть непосредственного знания о

Христе. Но в течение столетий перед обычным сознанием стоял образ Иисуса, а

обитавший в нем Христос сделался предметом веры. И именно в духовно

руководящей части человечества все более утрачивалась склонность к догматам

веры; Иисуса стали все больше рассматривать так, как он встает перед обычным

сознанием из истории. Переживание Христа постепенно терялось. И таким

образом возникла даже современная ветвь теологии, которая занимается, в

сущности, только человеком Иисусом и у которой нет живого отношения ко

Христу. Но вера только в Иисуса -- это, собственно, уже не христианство.


В сознании своего доземного бытия человек древности имел точку опоры

также и для правильного отношения к своему бытию после земной смерти. То,

что в древности он черпал для понимания загадки смерти в естественном

переживании самого себя, в более позднее время должно было даваться ему иным

образом, через его связь со Христом. По слову апостола Павла: 'Не я, но

Христос во мне', -- Он должен был пронизать человека, чтобы стать его вождем

сквозь врата смерти. Ибо хотя в обычном