Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

для своего содержания только мертвые или умирающие идеи. Поэтому ее

задачей может быть только познание мертвенности мира мыслей и заключение от

мертвого к прежде бывшему живому. Пока мы остаемся в понятийно доказывающем

методе физического человека, нельзя требовать ничего иного. Поэтому эта

чисто интеллектуальная философия может только косвенным путем подойти к

истинному существу души. Она может исследовать природу человеческого

мышления и познать в нем нечто отмирающее. Затем она может косвенно

доказать, что это мертвое указывает на живое, как труп указывает на живого

человека.


Только инспирированное познание может прийти к действительному

созерцанию истинно душевного. Благодаря душевным переживаниям в инспирации

умершее мышление в известном смысле оживляется. Хотя мы и не переносимся

вполне в состояние, предшествовавшее началу земного бытия, но мы оживляем в

себе подлинный образ этого состояния, из сущности которого можно познать,

что оно излучается в земное бытие из доземного бытия.


Результатом выработки интуиции в упражнениях воли является оживление во

время земного бытия, в подсознательном, того доземного бытия, которое умерло

в мышлении. При помощи этих упражнений воли человек переносится в такое

состояние, благодаря которому он вне своего физического и эфирного организма

входит в мир духовного. Он приходит к переживанию бытия после освобождения

от тела. Тем самым ему дается предварительное видение того, что

действительно наступает со смертью. Исходя из этого видения, он может

говорить о продолжающемся бытии душевно-духовного после прохождения через

смерть.


Чисто интеллектуальная философия понятий опять-таки только косвенным

путем может прийти к признанию бессмертия души. Подобно тому, как в мышлении

она познает нечто отмершее, в велении она может установить нечто

зародышевое, нечто, обладающее в себе самой сущей жизнью, выводящей за

пределы распадения тела, ибо его сущность уже в течение земного бытия

проявляется как независимая от тела. Таким образом, если не останавливаться

на мышлении, но само-пережить всю душевную жизнь, то можно прийти к

косвенному признанию вечного, сущностного человеческого ядра. Для этого

необходимо не ограничивать своего наблюдения мышлением, а подвергнуть методу

философского доказательства взаимодействие мышления с другими душевными

силами. Но этим путем мы придем все же к переживанию вечного, сущностного

ядра человека, как оно живет в земном бытии, а не к видению человеческого

душевно-духовного до и после земного бытия. В таком положении находится,

например, философия Бергсона, основывающаяся на всеобъемлющем переживании

нами того, что может быть охвачено в земном бытии, но не желающая вступить в

область действительного духовного познания.


Всякая философия, которая стремится оставаться только в границах

обычного сознания, может достигать лишь косвенного познания истинного

существа человеческой души.


Космология, которая могла бы охватить также и все человеческое

существо, может быть получена через имагинативное, инспирированное и

интуитивное познание. В обычном сознании налицо доказательства только для

умирающей и вновь пробуждающейся в зародыше человеческой душевной жизни. При

непредвзятом рассмотрении из этого можно образовать идеи, указывающие на

космическое и раскрывающие его. Но эти идеи суть все же нечто, что

излучается из духовного космоса в человеческое внутреннее существо и что к

тому же проявляется в человеке в измененной форме. В прежние времена

философия имела некую часть, выступавшую как космология. Но фактически

содержанием этой космологии были ставшие совершенно абстрактными Идеи,

сохранявшиеся по традиции из древних форм космологии. Человечество

выработало эти идеи, когда были живы еще древние, сновидческие имагинация,

инспирация и интуиция. Эти имен были взяты из традиции и введены в ткань

чисто интеллектуального, логического