Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

познания эфирного

человека, то есть возможность придать характер действительности философии,

затем указать на познание астрального человека, то есть возможность

космологии, объемлющей человека; и, наконец, привести к познанию истинного

'Я', чтобы показать возможность религиозной жизни, покоящейся на основе

познания.


УПРАЖНЕНИЕ ДУШИ В МЫШЛЕНИИ, ЧУВСТВОВАНИИ И ВОЛЕНИИ


Философия при своем возникновении была не такой, какой она развивается

теперь. В настоящее время она представляет собой совокупность идей, которые

не переживаются внутренне в душе так, чтобы осознающий себя человек

чувствовал себя в них как в чем-то реальном. Поэтому ищутся всевозможные

теоретические способы доказать, что философское содержание все же имеет

отношение к действительности. Но таким образом приходят только к различным

философским системам, о которых можно сказать, что им присуща некая

относительная правильность, ибо, в сущности, основания, с помощью которых их

опровергают, имеют такую же цену, как и те, с помощью которых их стремятся

доказать.


В антропософии речь идет о том, что подступиться к действительности

философского содержания можно не с теоретическими размышлениями, но путем

выработки такого метода познания, который, с одной стороны, сходен с тем,

каким в древние времена была получена философия -- а с другой стороны, при

полноте сознания так же точен, как математические и естественнонаучные

методы новейшего времени.


Древний метод был полубессознательным. По сравнению с тем состоянием

сознания, в котором находится современный человек, когда он научно мыслит,

тому древнему методу было присуще нечто полусноведческое. Это не значит, что

он жил в снах, непосредственно заключающих в себе реальное содержание -- но

в бодрственных снах, которые этим содержанием указывали именно на

действительность. И это душевное состояние имеет не абстрактный характер

современного представления, а характер образности.


Это душевное содержание должно быть снова добыто; но добыто,

соответственно современному состоянию развития человечества, в полной

сознательности, оно должно быть воспринято в таком же точно состоянии

сознания, какое живет в научном мышлении. Антропософское исследование

стремится достигнуть этого на первой ступени сверхчувственного познания, в

состоянии имагинативного сознания. Оно достигается медитативной работой

души, при которой всю полноту силы душевной жизни направляют на легко

обозримые представления и в покое задерживаются на них. Если в течение

достаточно долгого времени все снова повторять эти опыты, то в конце концов

можно заметить, как душа в своем переживании становится свободной от тела.

Человек познает, что все мышление обычного сознания есть только отблеск

духовной деятельности, которая как таковая остается неосознанной и которая

осознается благодаря тому, что она вовлекает в свое течение человеческий

физический организм. Все обычное мышление обусловлено отраженной физическим

организмом сверхчувственной духовной деятельностью. При этом осознается лишь

то, что позволяет осознавать физический организм.


Путем медитации духовная деятельность может быть вырвана из физического

организма. Тогда душа сверхчувственным образом переживает сверхчувственное.


Оно переживается душевно уже не в физическом организме, а в эфирном.

Возникает представление, носящее характер образности.


В этом представлении мы имеем перед собой образ сил, которые, исходя из

сверхчувственного, лежат в основе физического организма как его силы роста,

а также как силы, управляющие процессом питания. Мы имеем здесь дело с

действительным созерцанием жизненных сил. Это суть ступень имагинативного

познания. Таким образом мы живем в эфирном человеческом организме, и нашим

собственным эфирным организмом мы живем в эфирном космосе. Между эфирным

телом и эфирным космосом нет такой резкой границы в смысле субъективного и

объективного, как