Карлос Кастанеда

Внутренний огонь (Часть 1)

угрозой ножа, револьвера или полицейской

дубинки. Ежедневно он посылал его чистить конюшню, когда там находились

неспокойные жеребцы. В начале каждого дня дон Хуан думал, что это его

последний день на земле, а выживание означало только то, что завтра он

попадет в тот же ад.

Конец ускорило то, что дон Хуан попросил разрешения отлучиться на

время. Предлогом было то, что он должен пойти в город, чтобы заплатить

надсмотрщику сахарного завода деньги, которые должен. Но его надсмотрщик

сказал ему, что дон Хуан не может откладывать свою работу ни на минуту,

так как он по уши в долгу за привилегию работать там. Дон Хуан понял, к

чему тот клонит: он понял маневр этих людей. Они сговорились получать с

завода примитивных индейцев, загонять их до смерти и делить их заработок.

Эта мысль его так разозлила, что он бросился с криком через кухню и попал

в главное здание. Надсмотрщик и другие рабочие были захвачены врасплох

неожиданностью. Он выбежал из парадной двери и убежал, однако надсмотрщик

догнал его на дороге и ранил в грудь. Он оставил его умирать.

Дон Хуан сказал, что умереть не было его судьбой: там его нашел его

благодетель и выхаживал до тех пор, пока он не поправился.

- Когда я рассказал своему благодетелю всю историю, - продолжал дон

Хуан, - тот едва смог сдержать свое возбуждение. 'Этот надсмотрщик -

настоящая находка, - сказал мой благодетель. - он слишком хорош, чтобы его

потерять, поэтому когда-нибудь тебе придется вернуться в тот дом'.

- Он бредил от моей удачи - находки такого, одного на миллион,

мелочного тирана с почти неограниченной властью. Я думал, что старик

рехнулся. Прошли годы, прежде чем я полностью понял, о чем он говорил.

- Это одна из самых ужасных историй, какую я когда-либо слышал, -

сказал я. - ты действительно вернулся в тот дом?

- Конечно, я вернулся - через три года. Мой благодетель был прав:

такие мелочные тираны, как этот, встречаются один на миллион, и его нельзя

было упустить.

- Как же тебе удалось вернуться?

- Мой благодетель разработал стратегию с использованием четырех

атрибутов воинственности: контроля, дисциплины, терпения и

своевременности.

Дон Хуан сказал, что его благодетель, объясняя ему, что он должен

делать, чтобы воспользоваться выгодой от встречи с человеком-людоедом,

рассказал ему также о том, что новые видящие считают четырьмя ступенями на

пути знания. Первый шаг - это решимость стать учеником. После того, как

ученик изменит свой взгляд на мир и на себя, он делает второй шаг и

становится воином, то есть способным к предельной дисциплине и контролю

над собой. С третьим шагом, овладев терпением и своевременностью, он

становится человеком знания. Когда человек знания научится видеть, он

делает четвертый шаг и становится видящим.

Его благодетель подчеркнул то, что дон Хуан уже достаточно долго был

на пути знания для овладения минимумом первых двух атрибутов - контроля и

дисциплины. Дон Хуан отметил, что оба эти атрибута относятся к внутреннему

состоянию. Воин самоорганизован, но не в эгоистическом смысле, а в

отношении полного и непременного исследования себя.

- В то же время я был огражден от двух других атрибутов, - продолжал

дон Хуан. - терпение и своевременность - это не просто внутреннее

состояние. Они находятся в области человека знания. Мой благодетель

показал мне их через свою стратегию.

- Означает ли это, что ты не смог бы встретиться с мелочным тираном

сам по себе? - спросил я.

- Я уверен, что смог бы сделать это и сам, хотя всегда сомневался в

том, что я смог бы выполнить это с блеском и радостью. Мой благодетель

просто наслаждался случаем направлять это. Идея использования мелочных

тиранов нужна не только для совершенствования духа воина, но и для

наслаждения и счастья.

- Как может кто-либо получать наслаждение от чудовища, которое ты

описал?

- Он ничто по сравнению с настоящими чудовищами, с которыми

встретились новые в видящие во времена конкисты. По всем указаниям те

видящие осуществляли с ними даже непристойные сделки. Они доказали, что

даже наихудшие тираны могут привести в восторг при условии, что сам ты -

воин.

Дон Хуан объяснил, что ошибка, которую совершают обычные люди при

встрече с мелочными тиранами, состоит в том, что они не имеют