Карлос Кастанеда

Внутренний огонь (Часть 1)

мелочные тиранчики делятся далее еще на четыре

категории. К первой относятся те, кто действует грубо и насильственно. Ко

второй - создающие невыносимую тревогу окольным путем. К третьей те, кто

угнетает, досаждая. А последняя категория вводит воина в гнев.

- Ла Горда относится к собственному классу, - добавил он. - она

действующий мелюзговый тиранчик. Она разрывает тебя на части и сердит

тебя. Она даже бьет тебя. Всем этим она обучает тебя отрешенности.

- Это невозможно, - запротестовал я.

- Ты еще не совместил все составляющие стратегии новых видящих, -

сказал он. - когда ты это сделаешь, ты поймешь, насколько умно и

эффективно продумана ими стратегия использования мелочного тирана. Я

сказал бы еще, что эта стратегия позволяет не только избавиться от чувства

собственной важности, но и готовит воина к окончательному осознанию, что

на пути знания идет в счет только непогрешимость.

Он сказал: то, что новые видящие имеют в виду, это смертельный

маневр, при котором мелочный тиран высится словно горная вершина, а

атрибуты воинственности подобны альпинистам, взбирающимся на нее.

- Обычно в игре участвуют только четыре атрибута, - продолжал он. -

пятый - воля - откладывается до предельной реализации, когда воину

приходится предстать, так сказать, перед расстрелом.

- Почему это делается?

- Потому что воля принадлежит к другой сфере - к сфере неведомого.

Остальные четыре относятся к известному - как раз к тому, где действуют

мелочные тираны. В действительности то, что превращает людей в мелочных

тиранов, это страстное манипулирование известным.

Дон Хуан объяснил, что взаимодействие всех пяти атрибутов

воинственности осуществляется только видящими, которые стали уже

непогрешимыми воинами и овладели мастерством управления волей. Такое

взаимодействие - это верхний маневр, который нельзя осуществить на

обыденной человеческой сцене.

- Четыре атрибута - это все, что необходимо для взаимодействия с

худшим из мелочных тиранов, - продолжал он. - при условии, конечно, что

такой тиран найден. Как я уже сказал, мелочный тиран - это внешний

элемент, такой, над которым у нас нет контроля, и наиболее существенный,

пожалуй, из всех: мой благодетель любил повторять, что воин, напоровшийся

на мелочного тирана, это счастливец. Он понимал под этим то, что ты

счастливец, если встретил такого на своем пути, иначе придется выйти и

поискать его где-то еще.

Он объяснил, что одним из величайших достижений видящих периода

конкисты было построение, которое он называл 'трехфазной прогрессией'.

Понимая природу человека, они были способны прийти к неоспоримому выводу,

что если видящие смогут справиться с собой перед лицом мелочных тиранов,

они будут в силах безупречно встретиться с неведомым, а затем выстоять

даже в присутствии непостижимого.

- Реакция среднего человека будет той, что порядок этого построения

следует обратить, - продолжал он. - видящий, способный справиться с собой

в присутствии неведомого, конечно, встретит мелочного тирана должным

образом. Но это не так. Это допущение и погубило многих великолепных

видящих древности. Теперь мы знаем это лучше. Мы знаем, что ничто так не

закаляет характер воина, как вызов взаимодействовать с невыносимыми

людьми, наделенными властью. Только при этих условиях воины могут

приобрести ту трезвость, безмятежность, какие необходимы, чтобы выстоять

перед лицом непостижимого.

Я яростно спорил с ним. Я сказал ему, что по моему мнению, тираны

могут сделать свои жертвы либо беспомощными, либо такими же скотами, как

они сами. Я отметил, что было проведено немало исследований по влиянию

физических и психических пыток на их жертвы.

- Различие как раз в том, о чем ты говоришь, - остановил он меня, -

они жертвы, а не воины. Было время, когда я чувствовал так же, как и ты. Я

расскажу тебе, что заставило меня измениться, а пока вернемся опять к

тому, что я сказал относительно времени конкисты. Видящие того периода не

могли бы найти лучшей почвы: испанцы были теми мелочными тиранами, которые

испытывали мастерство видящих до предела. После такого взаимодействия с

завоевателями видящие получили способность встретиться с чем угодно. Им

повезло - в то время повсюду были мелочные тираны.

- После этих замечательных