Сергей Маслов

Perpetuum mobile

признаков

Аналитическое восприятие - Синтетическое восприятие

Восприятие времени - Восприятие пространства

Будущее - Прошлое

Психомоторная сфера - Психосенсорная сфера

речь, мысль, действия восприятие (чувственное

(абстрактное познание) познание)

Оптимизм, эйфория, - Тоска, депрессия,

сознательное бессознательное

_________________________________________________________________

Здесь следует добавить, что 'нормальный', асимметричный человек -

это идеальный правша. Идеальных левшей (у которых во всех парных

органах доминируют левые) в природе не бывает. Нормальные левши в

целом менее асимметричны, имеют менее жесткую 'схему тела', чем

правши, а в патологии дело доходит до полной потери асимметрии,

включая способность видеть то, что находится за спиной, или за стеной,

или в будущем.

Под конец приведем еще один пример из трансперсональной психоло-

гии [12]. Базовые Перинатальные Матрицы С. Грофа (БПМ) хотя идут

и не совсем в том порядке, что наши стихии, тем не менее во многом

аналогичны им.

БПМ-I, описывающая состояние плода в матке и называемая еще мат-

рицей 'океанического экстаза', соответствует Воде - стихии, отве-

чающей за единство и гармонию. БПМ-II описывает состояние плода в

момент начала схваток, когда родовые пути еще закрыты. Эта матрица

соответствует негативной стороне символики Земли (так как в ней

практически не учитывается чувство опоры, даваемое Землей) - здесь

происходит первое, пассивное столкновение с границей, с формой во-

обще. БПМ-III - прохождение по родовым путям - матрица

'вулканического экстаза' - соответствует Огню в его столкновении с

Землей, т.е. активному преодолению формы. И, наконец, БПМ-IV -

матрица смерти и нового рождения, основными переживаниями кото-

рой являются чувство свободы, отсутствия опоры и границ, - соответ-

ствует Воздуху.

Хотя и в нашем описании и у Грофа Земля предшествует Огню, в из-

вестном смысле можно описать процесс и наоборот. Ведь без первона-

чального импульса - Огня, сил роста и экспансии мы бы никогда не

столкнулись с Землей и проблемами ограничения второй матрицы. Ес-

ли цыпленок не сделает попытки пробить скорлупу и выбраться на свет,

он никогда не узнает о том, что жил в темнице (в яйце), а просто умрет,

отравленный собственными испражнениями (то есть оставаясь в преде-

лах БПМ-I и, соответственно, Воды). Некоторые исследования позво-

ляют предположить, что аналогичная ситуация имеет место и в случае

рождения человека - плод сам инициирует начало схваток, выделяя

определенные гормоны.

ТРОЙКА

Тройка получается из прибавления к двойке единицы и является пер-

вым (не считая единицы) нечетным числом. Она выражает принцип

объединяющий, центрирующий, видящий и оценивающий неопреде-

ленную двоицу. Тройка находит выражение в троичности времени, что

связано с представлением о его линейности и топологическим опреде-

лением размерности (настоящее соприкасается с одной стороны с про-

шлым, а с другой - с будущим, которые заслоняют собой все осталь-

ное). С троичностью времени тесно связана трехмерность пространства,

но об этом мы будем говорить дальше. Сама же трехмерность про-

странства имеет свой корень в 'центричности' человеческого сущест-

вования. Как было доказано Эренфестом, который следует здесь за

Кантом, только в трехмерном пространстве возможны устойчивые кон-

центрические системы, подобные Солнечной, служащие условием жиз-

ни (в нашем о ней представлении). В более широком смысле это отно-

сится и к человеку, который подобен миру в целом. Трехмерность про-

странства является фундаментальной константой, удовлетворяющей

антропному принципу (то есть условием sine qua non для самого суще-

ствования человека) и, соответственно, дающей возможность задания

вопроса 'Почему пространство трехмерно?'.

Если четверичный цикл является в известном отношении

'объективным', то троичный - субъективен в том смысле, что отража-

ет восприятие центральной компонентой какой-либо дихотомии

(подразумевается причастность центральной единицы к этой поляриза-

ции). Поэтому троица либо оценочна (добро - жизнь - зло), либо

направленна (прошлое - настоящее - будущее).

Блаженный Августин, рассуждая о Троице, указывает на такие три

свойства, которые, по его мнению, и составляют неразрывное единство

- жизнь. Вот эти три свойства: