Сергей Маслов

Perpetuum mobile

смотрели на дело древние народы Передней Азии.

Согласно ассирийскому судебнику, составленному более трех тысяч лет

тому назад, женщина, если она не рабыня и не блудница, всегда должна

была выходить на улицу только под покрывалом. Древнеиранские

огнепоклонники-зороастрийцы заставляли женщин постоянно

прикрывать повязкой рот и ноздри: считалось, что иначе они,

поддерживая огонь в очаге, могут осквернить его своим дыханием.

Ассирийский обычай был заимствован и освящен исламом,

предписывавшим, чтобы женщины не показывались за стенами дома с

открытым лицом.'

'В одних случаях носить покрывало положено только невестам на

свадьбе, в других - вообще замужним женщинам, в иных - также

девушкам, достигшим брачного возраста. У одних народов женщина

закрывается лишь от посторонних, у других - также и в стенах своего

дома. Согласно одним поверьям, опасность исходит от женщины,

согласно другим - грозит ей самой. У ряда народов Передней и Средней

Азии женское покрывало вошло составной частью в каноны женского

затворничества, а у большинства народов Кавказа, не знавших подобного

затворничества, осталось лишь элементом свадебного обряда. Покрывало

возникает вместе со стремлением прикрыть источники опасности,

грозящей вступающей в брак женщине или исходящей от нее.'

Обычай закрывать лица замужних женщин характерен для обществ, в

которых при вступлении в брак жена переселяется к мужу

(патрилокальных). В обществах, где порядок брачного поселения

обратный (матрилокальных), можно встретиться с обычаем закрывать

лицо у мужчин. Так, например, у туарегов свадьба проходит в группе

жены и новая семья в течение года живет матрилокально с

последующим переселением в группу мужа. Есть основания считать, что

еще в сравнительно недалеком прошлом у туарегов безраздельно

господствовало матрилокальное брачное поселение. Это к тому же

вполне вписывается в общую картину общественного и семейного

устройства туарегов: 'для них характерно независимое и даже почетное

положение женщины, предоставленная девушкам значительная

добрачная половая свобода и свобода брачного выбора. Предки по линии

матери так же почитаются, как по отцовской линии, а принадлежность

туарега к тому или иному сословию определяется, как правило,

происхождением по линии матери.'

Туареги-мужчины обязательно должны закрывать лицо покрывалом.

'Открытыми остаются только глаза. Показаться кому бы то ни было без

покрывала считается верхом неприличия, еще хуже, чем у нас -

появиться голым. Его носят не только за стенами дома, но и в самой

интимной обстановке, не снимают даже во время сна. За едой туарег

поневоле отодвигает нижний край покрывала, но тогда он тщательно

прикрывает рот и ноздри рукой.'

В настоящее время тигельмуст (покрывало) вручается отцом сыну, когда

тот достигает зрелости, то есть приблизительно в шестнадцать лет. По

этому поводу устраивается семейное празднество, на котором юноша

получает подарки, в том числе традиционное оружие свободного туарега

- длинный обоюдоострый меч. Однако еще недавно у части туарегов

эти два события происходили в разное время. Вначале, лет в 16 - 17,

юноша получал меч, что означало его переход в категорию взрослых

мужчин-воинов, и только значительно позднее, лет в 25, мужчина

начинал закрывать лицо покрывалом. 'Туареги не только относительно

поздно начинают закрывать лицо, но и сравнительно поздно вступают в

брак. Принятый раньше двадцатипятилетний возраст получения

мужчиной покрывала непосредственно смыкается с возрастом его

вступления в брак - не менее 25 лет. '

В прошлом тот же обычай, по-видимому, 'был у всех берберийских

племен. Не исключено, что видоизмененные остатки такого же порядка

некогда удерживались в обычаях многих племен и народов, по которым

мужчины должны были закрывать лицо в присутствии правителя или

перед святыней. Страбон и другие античные авторы сообщали, что с

царями Мидии, Ирана, некоторых индийских земель можно было

разговаривать не иначе, как заслонив рот рукой, а ближайшие служители

этих царей должны были постоянно носить нечто вроде капюшона,

прикрывающего нижнюю часть лица. У персов же нельзя было

совершать молитвы или присутствовать при жертвоприношениях, не

закрыв рот и нос полотняной повязкой-падом.' У народов, не имеющих

традиции закрывать лицо, магическая 'защита 'отверстий в голове'

достигалась, возможно, другими средствами, например губными,

носовыми или ушными украшениями-оберегами, либо деталями

прически и головных уборов.' (Все цит. по [17].)

Таким образом,