Сергей Маслов

Perpetuum mobile

представляет комплекс близких символических

значений: 'потерю 'духа' в процессе созидания' (инволюция);

'потерянности и отдаленности от источника жизни; по Элиаде, главная

задача лабиринта заключалась в охране 'центра'. В то же время

лабиринт можно объяснить и как вариант ученичества для неофита,

который должен научиться нахождению верного пути, ведущего в

потусторонний мир и из страны мертвых'[12].

В древности существовало представление о потустороннем мире как о

стране безвыходных путей. 'Души умерших не могут выбраться из

запутанных ходов, подобно тому, как дичь, попавшая в ловушку, не

может найти из нее выхода.' (Причем такое положение характеризует не

только умерших, но иногда и спящих.) 'Древнейшие лабиринтообразные

фигуры образованы из взаимопроникающих спиралей или

петлеобразных линий', напоминающих по виду кишки. В середине

многих из этих фигур стоит точка, которая обозначает Солнце [7].

Лабиринт, таким образом, можно рассматривать как запутанный,

извилистый, сложный путь к (или от) простому и целостному (истине,

богу и т. п.) Блуждание по лабиринту (или пещере, коридорам, улицам) в

сновидении имеет анатомо-физиологический коррелят в работе

кишечника.

К сфере Меркурия относится мышление, но не как действие, а как

задержка действия, пространство возможных действий, а также набор

умений, способов заботы о себе и прочая практическая суета. Меркурий

также отвечает за контакты, общение. Если не выходить за пределы

одного человека как целостности - это контакты с внутренними

оппонентами - со-мнение, со-поставление, контакты различных мнений,

живущих в человеке. Эти мнения могут быть персонифицированы

множеством знакомых человеку людей.

В самом широком смысле Меркурий - посредник, он создает среду,

пространство для возможных действий, контактов, некоторое расстояние

от индивидуальности до собственных мыслей, чувств и действий.

_____________________________________________________________________

Итак, тело человека (без ног) симметрично и находится под управлением

Солнца и планет земной группы. Вкратце повторим описание, но в

обратную сторону - начиная от центра. Солнце дает первичный

целостный импульс - волю к самопроявлению. Меркурий

дифференцирует этот импульс, представляя пространство возможных

действий, структурированное определенным образом - например, на

основе аффинных преобразований (т. е. поворотов, сдвигов, растяжений

и сжатий исходной целостности - как получаются сложнейшие

фрактальные структуры из простых формул). Далее, Венера выбирает из

возможного то, что ей нравится, и передает Марсу, реализующему

солнечный импульс во внешнем мире. К сфере планет земной группы

относится разделение внутреннего и внешнего, трансформация одного в

другое, воздействие внутреннего на внешнее и внешнего на внутреннее:

восприятие, питание, секс, творчество, выделение, мышление,

инструментальная активность и т. п.

Приспособлением себя к окружающей среде с одной стороны и

приспособлением среды к себе с другой исчерпывается вся деятельность

человека как индивидуального организма, имеющего определенные

границы. Однако, существует еще один вид активности, который не

является деятельностью в этом смысле, так как не вызывает изменений

ни внутри, ни вовне человека. Этот удивительный тип активности -

передвижение организма в среде, именно не изменение окружающей

среды посредством перебирания ногами, а перемещение неизменного

организма по неизменной, не зависящей от него объективной среде.

ПЛАНЕТЫ-ГИГАНТЫ И НОГИ.

Ноги в целом символизируют несколько тем. Первая - опоры. В

экзистенциальном смысле сюда относятся в основном ступни. И

правильнее было бы говорить скорее не об опорах, а об истоках, корнях.

Ступни символически являются местом наибольшей уязвимости, причем

иного рода, чем, скажем, горло; через них часто приходит смерть к

наиболее защищенным героям (как правило, при помощи яда), -

вспомним хотя бы Ахилла или Вещего Олега. Ступни символизируют,

наряду с обувью, тему похорон, ухода. Ступня человека, в отличие от

большинства других животных, целиком прижата к земле, что можно

соотнести с памятью о своих корнях и с памятью вообще. Для

избавления умершего человека от груза земных привязанностей - от

праха земного - древние египтяне практиковали срезание подошв с ног

усопшего. Родственным символом очищения стоп и отречения от мира

сего можно считать белые тапочки покойников.

Ноги как опоры служат также возвышению человека во всевозможных

смыслах: физическом, социальном,