Сергей Маслов

Perpetuum mobile

и в их задачу

входит перевод внешнего во внутреннее и внутреннего во внешнее. То

есть они выполняют работу по трансформации того, что переносится

вовнутрь или вовне. Ибо адекватного взаимодействия внешнего и

внутреннего достичь без трансформации нельзя. Сюда мы отнесем речь,

кусание и жевание, которым как в прямом, так и в переносном смысле

большое внимание уделяет Фредерик С. Перлз, считая умение 'жевать'

гарантией от интроекций . Задолго до Перлза блаженный Августин,

епископ иппонийский, указывал на символичность запрета потреблять в

пищу мясо иных животных кроме жвачных, имея в виду необходимость

интеллектуального пережевывания внешней информации . К

разбираемой сфере относятся также интеллект, как инструмент воли,

активная составляющая работы органов восприятия, половые функции во

всем их многообразии (от полового акта до деторождения), а также

функции выделения.

У некоторых животных интеллектуальные способности были

распределены между головой и тазом. Так, например, у бронтозавров,

обладавших крайне маленьким (не более полкило весом) мозгом в

сравнении с размерами тела, в области крестцовых позвонков имелось

расширение спинного мозга. Будучи гораздо более крупным, чем

головной мозг, оно управляло мускулатурой задних конечностей и

хвоста [28].

Еще немного о симметрии речи и половой функции. 'Таким образом, -

замечает П. Флоренский, - слово мы сопоставляем с семенем,

словесность с полом, говорение - с мужским половым началом, а

слушание - с женским, действие на личность - с процессом

оплодотворения. Сопоставление это не ново, и едва ли найдется древний

писатель мистического направления мысли, чуждый выставленным

аналогическим равенствам. Вспомним Платона, по следам Сократа

последовательно и настойчиво развивающего эротическую теорию

знания; стремление к знанию - любовное томление, невысказанность

знания, еще недозревшего, - беременность, помощь высказаться -

повивальное искусство, сообщение знания - оплодотворение,

учительство - стремление рождать в душах и т. д. и т. д., вот что мы

слышим на каждом шагу от Сократа и Платона. А если мы вспомним,

что сама Академия была построена на началах гнозиса эротического, то

нетрудно проникнуть в ту мысль, что высказывания Платона - не

простые метафоры, не поверхностные аналогии, а выражение существа

дела: воистину и Платон видел в слове семенность. А с другой стороны,

Евангелие: 'семя' притчи о сеятеле, по объяснению Спасителя , 'есть

слово''[21, с. 271].

Помимо слов, рот производит также слюну. В ее 'нормальном

употреблении' слюна не выходит наружу, однако во многих культурах

она обладает магическим значением, аналогичным значению спермы -

оплодотворяет, трансформирует то, во что попадает. 'В одном

китайском трактате упоминается мэу-жэнь-цзю ('вино красавиц').

Отбирались самые красивые женщины, они жевали предварительно

замоченную кашицу из риса или проса всю ночь, а наутро выплевывали в

специальный сосуд. Такой способ виноделия, пожалуй, самый древний,

называли 'ртом жеваное вино'. (Брожению (= оплодотворению. - С. М.)

напитка активно способствовала слюна). Оно хранилось недолго и очень

нравилось мужчинам, которые считали, что подобный напиток усиливает

их влечение к противоположному полу. Известно, что многие народы

слюне приписывали особую сексуальную силу. К английскому

путешественнику Томпсону приходили туземцы и требовали, чтобы он...

оплевал их жен, думая, что это помогает против бесплодия. Сами же

туземки были убеждены, что после такой процедуры у них обязательно

родится белый ребенок'.

У некоторых видов яйцекладущих животных рот служит своеобразной

заменой матки. Так, цихлидовые рыбы и гребнистые крокодилы

'донашивают' свое потомство после вылупления во рту, спасая его от

бесчисленных опасностей. Но всех обошла австралийская лягушка

Neobatrachus silus, которая заглатывает оплодотворенную икру и восемь

недель вынашивает ее в желудке! При рождении лягушата выскакивают у

мамаши изо рта. По различным причинам эти симметричные полюса

человеческого организма часто используются как символы или

замещающие образы друг друга. Рот в некоторых контекстах

символизирует женские гениталии. Например, [20]: 'Губную помаду

используют уже тысячелетия, и целью является имитация покрасневших

гениталий женщины'.

В бестселлере английского зоолога Д. Морриса 'Голая обезьяна' можно

найти много интересных примеров. 'Мандрил самец имеет ярко-красный

пенис с синими полосами на мошонке по обеим его сторонам. Эта

цветовая гамма повторяется