Сергей Маслов

Perpetuum mobile

к голове,

напрягаются мускулы, так как мы физически готовы к драке или какой-

нибудь подобной ситуации.' А. Пиз также отмечает, что 'это именно то

расстояние, на которое человек, городской житель, протягивает руку

(для рукопожатия. - С. М.), расстояние между телом и кистью. Это

позволяет руке встретить руку другого человека на нейтральной

территории'[20, с. 34].

Чтобы почувствовать сферу Юпитера, представьте себе зонтик в

обычном его положении над головой и продлите эту поверхность до

замыкания внизу примерно там, куда достают кончики пальцев

опущенных рук. Вокруг тела эта сфера описывается руками в

полусогнутом положении (не под прямым углом, как в сфере Марса). В

качестве атрибута священников-браминов зонтик является символом

власти, причем именно не солнечной, а юпитерианской -

священнической власти. С зонтиком изображался карлик - пятая

аватара Вишну.

Сама форма зонтика - стрела, пронзающая полусферу, аналогично луку

Стрельца, - символизирует прорыв границ обыденного мира.

Родственным, замещающим символом можно считать гриб (вспомним

хотя бы грибочки - навесы на детских площадках или грибы вместо

зонтиков у гномов из сказок). . Гриб же - источник магической,

колдовской силы, которая придает 'ускорение' адепту, помогает достичь

измененных состояний сознания, переместить 'точку сборки'. Следует

напомнить, что физически планета Юпитер играет роль 'зонтика'

Солнечной Системы (некоторые говорят - 'помойки'), так как он

притягивает залетные космические тела (например, кометы) и защищает

от них планеты земной группы.

Сфера Сатурна с центром в сердце окажется выделенной, если мы

встанем на колени и возденем руки к небу. Как Сатурн является

последней видимой планетой, так и сфера Сатурна - последняя,

которую могут описать конечности симметрично относительно

сердечного центра.

Рука осталась за границами нашего исследования. Тем не менее,

отметим несколько важных моментов, связанных с этим чисто

человеческим органом.

Всем известна связь руки с прямохождением и инструментальной

(орудийной) деятельностью. Однако, на наш взгляд, перенос части

внешней активности со рта на руки важен не только и не столько

возможностью совершать более точные и разнообразные действия:

многие животные виртуозно оперируют предметами при помощи губ и

зубов или клювов. Прямохождение освободило руки для того, чтобы

они, в свою очередь - освободили рот, и человек смог наконец-то его

закрыть.

Закрытый рот делает человека гораздо более замкнутым и

самодостаточным, гораздо более отдельным существом, чем другие

животные (которые открыты в горизонтальном направлении) или

растения (открытые по вертикали). Человек становится

индивидуальностью, микрокосмом. У людей с ослабленной границей,

недостаточной отделенностью от мира рот, как правило, не закрывается,

да и экскременты не удерживаются.

Прямохождение способствовало также закрытости противоположного

полюса - анального отверстия и женских гениталий (сравните с

положением, например, собачки, у которой все на виду).

Руки дают человеку возможность отстраниться от предмета, которым он

манипулирует, да и просто видеть его, что затруднительно, если он

оперирует им при помощи рта. При помощи рук человек может

совершать действия не только на границе внешнего и внутреннего, но и

во внешнем мире. Эти действия гораздо менее эмоциональны, менее

вовлекающие в действие все существо, более отстраненные (проще

ударить рукой, чем укусить).

____________________________________________________________________

В следующем разделе ('Приложения') мы коснемся еще некоторых

аспектов планетарной символики человеческого тела, не нашедших

освещения в основном тексте.

ИСТОЧНИКИ

1. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991.

2. Амроян С. Амур на дне бокала // 'Спид-Инфо', 1995, э 3.

3. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике.

//'Вопросы философии', 1990, э 4.

4. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.

5. Гачев Г. Русский Эрос. М.: Интерпринт, 1994.

6. Гачев Г. Книга удивлений... М.: Педагогика, 1991.

7. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993.

8. Даль В. Толковый словарь, т. 4. М.: Русский язык, 1980.

9. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга, 1994.

10. Зильман Х. Приключения в мире животных. М.: Мир, 1979.

11. Ле Корбюзье. Модулор. М.: Стройиздат, 1976.

12. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.

13. Левин М., Митяева Т. 'Оккультные принципы, лежащие в основе астрологии'