Сергей Маслов

Perpetuum mobile

/в сб.: 'Астрология, век ХX', М.: Юпитер, 1991.

14. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. М.: Наука, 1986

15. Менегетти А. Словарь образов. Л.: ЭКОС и ЛАОП, 1991.

16. Моррис Д. Голая обезьяна. // 'Спид-Инфо', 1995, ээ 2-5.

17. Першиц А. Почему туареги закрывают лицо? // 'Знание-Сила', 1980, э 10.

18. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М.: Гиль-Эстель, 1993.

19. Петухов С. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации.

М.: Знание,1988.

20. Пиз А. Язык жестов. Воронеж: НПО 'МОДЭК', 1992.

21. Флоренский П.А. У водоразделов мысли, ч. 1. М.: Правда, 1990.

22. Флоренский П. А. У водоразделов мысли, ч.2. // в журн. 'Символ'

1992, э 28, Париж.

23. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.

24. Фрейд З. 'Я' и 'Оно'. Тбилиси: Мерани, 1991.

25. Хромченко М. Сердце-солнце //'Знание - сила', 1976, э7.

26. Шевелев И., Марутаев М., Шмелев И. / в сб. Золотое сечение:

Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990.

27. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993.

28. Шпинар В. История жизни на Земле. Прага: Артия, 1977.

29. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.

30. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

31. Юркевич П. Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990

32. Лоренц К. Агрессия. М.: Изд. Группа 'Прогресс', 'Универс', 1994.

33. Белага Л. Поцелуй // 'Спид-Инфо', 1995, э 3.

__________________________________________________________________

Маслов С. В.

ПРИЛОЖЕНИЯ

__________________________________________________________________

СОЛНЦЕ И ЛУНА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЭТАЛОНЫ

Одной из важных особенностей Солнечной Системы с точки зрения зем-

ного наблюдателя является постоянство углового размера Солнца и Лу-

ны. Оба светила, дневное и ночное, мы видим всегда одного и того же

размера - примерно 0,5 или 1/115 радиана. Светила - уникальные

объекты (если не считать созвездий и анатомически обусловленных

границ поля зрения), чей угловой размер для нас всегда остается не-

изменным. Таким образом, они дают нам не только временной, но и

пространственный эталон, власть которого, как мы сейчас увидим,

распространяется в том числе и на произведения искусства. Так, ес-

ли Вы смотрите на 'классический' пейзаж с оптимального расстояния

(около трех диагоналей картины =3D), то угловой размер Солнца или

Луны (a), изображенных на нем, довольно близок к половине градуса.

То же самое соотношение мы имеем в случае поясного портрета (в том

числе иконы) и для величины глазного яблока, недаром принято счи-

тать, что глаза - аналоги светил на лице.

Поскольку большинство картин писалось с расчетом на то, что их бу-

дут рассматривать с расстояния в 3D (то есть так, чтобы их угловой

размер b был равен 1/3 рад), то требование постоянства углового

размера светил выливается в требование постоянства отношения диаго-

нали картины к диаметру светила. Несложный расчет показывает, что

это отношение (для удобства дальнейших рассуждений обозначим его А)

должно быть равно:

А = 115/3 = 38.

При соотношении А = D/d = 38 мы воспринимаем картину (например пей-

заж) как реалистическую, не вызывающую необычных пространственных

ощущений. Картина - как бы окно, продолжение реального пространст-

ва, в котором живет зритель.

Но встречаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. В том

случае, если светило меньше, чем обычно (например 1/60 диагонали

пейзажа), как это встречается, например, у Питера Брейгеля Старше-

го, наблюдатель оказывается вне того мира, который изображен на

картине, и рассматривает его издалека, со стороны. Он видит иной

мир. Пространство здесь глубокое, огромное, гипертрофированное,

пустое, в него можно падать как в бездну. Это 'небо Аустерлица'.

Здесь наблюдатель - лишь наблюдатель с другой планеты и не включен

не только в действие, но и в метрику пространства картины. Более

слабо это проявляется, например, у Куинджи в его ночных пейзажах.

Здесь эффект скрадывается за счет неравнозначности центральной час-

ти полотна и однотонных (черных) боковых полей, полностью погружен-

ных во мрак. Если их вычесть и оставить лишь 'активную' часть кар-

тины, то мы вернемся к соотношению А = D/d = 38.

Противоположный эффект достигается при увеличенном (скажем, до 1/15

D) светиле. Яркий пример тому - Винсент Ван Гог (11x x x

Результаты приводятся в виде двух диаграмм, отдельно для портретов

и пейзажей, на которых изображено частотное распределение значений

А (отношения