Сергей Маслов

Perpetuum mobile

человека всегда играло одну из первых ролей в драме постижения

Космоса как упорядоченной вселенной. Важнейшие космогонические

мифы повествуют о сотворении Мира из частей тела либо самого Творца,

либо Первочеловека. 'Начиная с определенного уровня культуры

космогонический миф объясняет сотворение преданием смерти какого-то

гиганта (Имир - в германской мифологии, Пуруша - в индийской,

Пан-ку - в китайской): его органы служат для зарождения разных

космических районов' [29, стр 42]. Отсюда, кстати, берет начало

практика жертвоприношений, которые 'суть не что иное, как имитация,

часто символическая, первого жертвоприношения, давшего рождение

Миру'. Мир предстает как антропоморфное отображение бога - Брамы

- у индусов, Ра - у египтян, Диониса - у греков, Ахамот - у

гностиков и т. п. И, наоборот, человек создается по образу и подобию

Мира: кости - из камней, кровь - из моря, мышцы - из земли, волосы

- из трав. 'Все это конкретно-религиозные выражения все той же

общей мысли о взаимоподобии мира и человека'[22]. Как говаривал

Протагор, человек - мера всех вещей. Это относится в первую очередь

к телу. Пропорции человеческого тела почитались древними как

наиболее совершенные из всего, сотворенного богом. На их основе

создавались все известные каноны, используемые в архитектуре и

изобразительном искусстве. Анатомические особенности человека легли

и в основу некоторых систем счисления и различных мер длины.

'Линейными мерами, которыми издревле пользовался человек, были

палец (дюйм), ладонь (пальма, равна четырем пальцам), локоть, равный

двум пядям или шести ладоням; полусажень, равная двум локтям, и

сажень, равная двум полусаженям (сажень - от 'досягать' захватом рук

в стороны или вверх). Точно так же с первых шагов землемерия

применил человек в качестве меры длины стопу (фут) и двойной шаг. А

так как в основу членений человеческого тела природа положила

дихотомию (деление пополам) и иррациональные зависимости двойного

квадрата, сводимые к 'золотым отношениям', - антропометричные

меры, становясь размерами сооружений, привносят в архитектуру

свойство взаимопроникновения, т.е. гармонию. Вот почему мы говорим:

человек - камертон гармонического строя архитектуры.

Основные меры Древней Руси, легко воспроизводимые измерением тела

человека (от земли до основания шеи и размахом рук в стороны), это

соответственно двойной шаг - тмутараканская сажень 142 см и мерная

сажень 176 см'[26]. 'Из всей плеяды древних канонов (египетский,

древнегреческий Поликлета, тибетский, канон Леонардо да Винчи),

включая современный канон Ле Корбюзье (Модулор), только канон

древних египтян, реконструированный Ф. де Кора, носит абстрактный

характер - в нем нет человеческого изображения. Тем не менее канон

устроен так, что в нем, оказывается, закодированы ритмы мужского и

женского тела'[26].

Гуманизм, поставивший человека на пьедестал, провозгласивший его

интересы самым важным на свете, вместе с тем забыл о нем. Торжество

идеалов свободы, гуманизма и частного предпринимательства стало и

торжеством объективистского подхода. Конвент принял за основу

измерения длины метр - величину, не представленную явно в

человеческом теле. И лишь в середине нашего века, наряду с

возрождением таких 'субъективных' наук как психология, была

предпринята серьезная попытка создания 'измерительного инструмента',

основанного на размерах и пропорциях человека. Модулор Ле Корбюзье,

не смотря на то, что основывался на иных математических принципах,

чем древние каноны, тем не менее, обнаруживает поразительные

совпадения с ними. Рост человека принят для Модулора равным 183 см

или 6 футов. 'Эта величина точно совпадает с эталоном Витрувия,

который указывает, что ступня, т. е. фут, составляет 1/6 человеческого

роста. Анализ показывает, что эта схема совпадает с античным каноном и

в других основных членениях. Работая над системой пропорций,

Корбюзье не исходил из античных канонов. Корбюзье изобретал

Модулор, руководствуясь интуицией и опытом, анализируя исторические

памятники, исследуя размеры, функционально необходимые для

человека, и проверял их в своей творческой лаборатории'[11]. Заметим

кстати, что 183 см приближенно равны четырем египетским локтям (45

см), широко применявшимся в античные времена. Величина 45 см еще

будет рассматриваться довольно подробно далее.

Это то, что мы легко обнаруживаем в связи с темой тела. Гораздо

труднее прочувствовать, что тело составляет саму основу нашего

восприятия и нашего действия в мире, так как