Сергей Маслов

Perpetuum mobile

мы встречаем практически

во всех 'диалектических' учениях - начиная от традиционных и за-

канчивая марксизмом (формы движения материи).

Принцип Целостности говорит о том, что принципы Подобия и Ие-

рархии управляют лишь Целостными явлениями, которые в каком-то

смысле равнозначны Миру в целом (самый привычный образ: человек

как микрокосм).

ДВОЙКА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ

Главным достижением современной науки и основной особенностью,

выделяющей ее среди других видов знания, является привязанность к

одному определенному уровню бытия, одной системе координат. Это

как бы изображение мира в прямой перспективе - то есть взгляд из

одной конкретной точки. Каждый план бытия состоит из элементов,

присущих этому плану, и законов, связывающих эти элементы. Наука

должна строго определить, что является элементом, атомом в ее описа-

нии мира, и установить законы. Такой способ познания дает ответ на

вопросы 'Что?', 'Как?', 'По каким законам?'. Знание, не выходящее за

пределы одного уровня, мы здесь будем называть 'горизонтальным'.

На вопросы 'Почему?' (например: 'Почему тела притягивают друг

друга?') наука принципиально не отвечает. А если отвечает, то либо

ответ является тавтологией (поскольку в неявном виде содержится в

исходных предпосылках или аксиомах), либо наука перестает быть чис-

той наукой и заползает на чужую территорию, используя прием редук-

ционизма - объяснения более высокого плана более низким. Так, пси-

холог может попытаться объяснить плохое настроение несварением

желудка, или историк может объяснять войну стремлением полковод-

цев к славе, а солдат к наживе. Редукционизм - следствие слабости,

бессознательная попытка уйти от решения проблем своей науки. Но

если попытка объяснения одним уровнем бытия другого делается соз-

нательно на основе закона аналогии и без сведения (редукции) высшего

уровня к низшему, то она имеет полное право на существование. Одна-

ко это уже не научное мышление, а символическое. Символ (от грече-

ского слова sumballo - связываю, составляю, соединяю) - то, что

связывает по закону аналогии разные планы бытия. Символ устанавли-

вает вертикальные связи между горизонтальными планами. Это пред-

ставление будет основополагающим в нашей работе. Итак, первое и

главное разделение мира - на вертикальное и горизонтальное.

Поскольку классическая наука, занимающаяся горизонтальной состав-

ляющей бытия, прочно утвердилась в миропонимании последних веков,

мы уделим некоторое внимание вертикальной составляющей, которая

остается в тени современного представления о мире. Проблемами вер-

тикальных связей обычно занимаются философы, следующие традици-

ям символизма. Мне близки взгляды таких мыслителей, как Плотин,

Шопенгауэр, Шпенглер, Карсавин, Флоренский, Эрн, Башляр. У этих

авторов мы видим раскрытие идеи 'вертикального' движения, не сво-

димого к простым и обратимым перемещениям в горизонтальных пла-

нах. Так, например, Эрн в 'Идее катастрофического прогресса' выделя-

ет движения 'прерывные' и 'непрерывные' (соответствующие нашим

вертикальным и горизонтальным). Непрерывные движения, по Эрну,

'будучи, по существу, эмпирическими, подчиняются условиям времени

и пространства, обусловлены законом причинности, принадлежат

'нашему' феноменальному миру... Закон их роста понятен эмпириче-

скому уму, рационален...' Прерывные же - 'их прерывают, переводят

на качественно новую ступень... Эти перерывы иррациональны, ... мис-

тичны' [23]. Интересно, что близкое нашему разделение на горизон-

тальное и вертикальное сохранилось в названии осей - абсцисс

(abscido - 'отрезаю, отделяю' - ось отрезков, кусков, предметная и

измеряемая ось) и ординат (порядков, этажей, уровней).

Асимметрию времени описывают вертикальные стихии. Асимметрия

времени всегда представлялась парадоксальной. С одной стороны, она

очевидна и необходима, симметричное время не было бы временем. С

другой стороны, описать различие между прошлым и будущим, ис-

пользуя обычный язык, а тем более формальный язык науки (язык го-

ризонтальных стихий), невозможно. Второй парадокс заключается в

том, что асимметрия времени на языке горизонтальных стихий может

быть описана с использованием представлений о сложных и дифферен-

цированных структурах с одной стороны и об однородном хаосе с дру-

гой. Парадокс здесь заключается в том, что необратимости времени

соответствуют два противоположных процесса - нарастание энтропии,

разложение сложного и эволюция, усложнение структур и организмов.

Огонь и Вода символизируют