Сергей Маслов

Perpetuum mobile

странный, чем у пауков, обряд

бракосочетания, Не после него, а с самого начала начинается пожирание

самца. Даже без головы и с почти полностью съеденной передне-грудью

самец продолжает спаривание.

Крон, как известно, пожравший своих детей, произвел их затем на свет

через рот (после того как ему подсунули рвотное). Зевс родил Афину

прямо из черепа, при этом Гефест осуществил своеобразное кесарево

сечение (см. рисунок). Существует и обратная символика - например,

'vagina dentata'; во всех этих символах очевидна тема рождения и

смерти, а также возрождения и инициации.

Символ взаимопроникновения двух миров - европейская 'мандорла', и

ее индийский аналог - 'йони' являют собой не менее яркий пример

орально-генитальной символики. Индусы, дабы гарантировать

выздоровление, сооружают изображение йони из золота и проходят

сквозь них [12], что можно считать аналогом нового рождения. В ряде

сказок новое рождение героя связано с его прохождением сквозь пасть

чудовища (чаще, правда, таким образом символизируется смерть).

Сходным значением обладает изображение Януса - хранителя дверей, а

также и сам символизм дверей или ворот, игравший одну из ключевых

ролей во многих религиях.

В мужском варианте мы имеем дело с дентально-фаллической аналогией.

Так, потеря зуба является символом кастрации. Символика фаллоса и

зубов выражает также агрессивность в различных ее видах. Переносы

между верхним и нижним полюсом проявляются и во фрейдовском

'ложном перемещении выше', 'когда, скажем, вытесняемые сексуальные

или анальные функции появляются - на неадекватной, замещающей

основе - в речи и мысли; или, наоборот, оральные блоки повторяются в

анальных зажимах' [12]. Фрейдом также отмечается симметрия головы

и таза с точки зрения наказаний (подзатыльники и шлепки по заду).

Исследования алкоголизма как регрессии на оральную стадию (причем

на ее пассивный - сосущий период) говорят о том, что алкоголизм

часто сопровождается импотенцией или запорами спастического

характера, поддающимися психотерапии.

Рассматриваемая симметрия верха и низа подчеркивается их резким

противопоставлением. Например - в одежде: лицо человека нашей

культуры практически всегда открыто, а область гениталий почти всегда

тщательно скрывается. В большинстве культур считается неприличным

половой акт, дефекация или уринация на глазах у всех, в то время как

совместное принятие пищи является широко распространенным

повседневным занятием. Однако существуют культуры, в которых дело

обстоит прямо противоположным образом - неприлично прилюдно есть

и пить, но вполне прилично спариваться или испражняться на глазах у

прохожих. У некоторых народов лицо принято скрывать с такой же

тщательностью, как у нас скрывают половые органы. Этнографические

наблюдения и изучение наскальных рисунков показывают, что лицевое

покрывало связано с древней табуацией рта.

'По поверьям многих народов именно рот (а часто также другие

отверстия в голове - ноздри и уши) являются местом входа и выхода

таинственной колдовской силы. Проникая извне, эта сила может

повредить самому человеку; выходя изнутри, может причинить вред

окружающим его людям. Известно, например, что у многих племен

Тропической Африки еще недавно никто не стал бы есть, не прогнав

предварительно принятыми здесь способами злых духов, причем одним

из способов было закутывание лица и головы. У народов Сибири при

изгнании шаманом из больного духа болезни присутствующие плотно

закрывали рот, чтобы этот дух не вошел в них. А в Центральной России

еще в начале XVIII новобрачные не должны были за свадебным столом

говорить или есть: верили, что через открытый рот в них может

проникнуть порча. Всем хорошо известна такая деталь свадебного

костюма, белая фата. Многие видят в фате символ непорочности

новобрачной (анатомический аналог фаты - девственная плева. - С.

М.). Этнографы сумели проследить ее (фаты) происхождение из

головного и лицевого покрывала. Подобная фата-покрывало входит в

традиционный брачный наряд народов Кавказа, у которых невеста на

протяжении почти всей свадьбы должна оставаться с закрытым лицом.

Чтобы взглянуть в лицо новобрачной, покрывало полагается приподнять

с помощью какого-нибудь острого железного орудия, чаще всего

кинжала: такие предметы отгоняют злые силы. У других народов,

например среднеазиатских, новобрачная должна была носить лицевое

покрывало длительное время (часто до рождения первого ребенка), не

показываясь без него не только посторонним, но и родне мужа.

Еще серьезнее