Сергей Маслов

Perpetuum mobile

диагонали картины к светилу или глазу). Короче говоря:

чем выше значение N, а вместе с ним и кривая на графике, тем больше

картин с соответствующим значением А, а чем N ниже, тем их меньше.

На диаграммах мы видим четко выраженное гауссово распределение с

максимумом в точке с предсказанным значением А=38. Гауссово распре-

деление (характерный пик с быстро понижающимися склонами) говорит о

том, что отклонения от 'нормального' значения А=38 носят случайный

характер.

А - отношение диагонали картины к диаметру светила.

N - частота попадания значений А в интервал, равный 5 (эта величина

определяется погрешностью измерений). Конкретные значения показаны

маленькими точками. Большими точками показана частота попадания

значений А в интервалы, равные 10 (эта величина близка к среднему

отклонению от полученного среднего значения 38). Для больших точек

числовое значение N, естественно, нужно удваивать. Для примера при-

ведены имена некоторых наиболее известных художников с указанием

среднего для их картин значения А.

___________________________________________________________________

ТРИ 'ПОВОРОТА' В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.

Основные способы отношения к миру, или основные повороты, закреп-

ленные языком в грамматических лицах: то, что обращено к миру и

проявляет собственный способ восприятия мира или воздействия на не-

го, есть лицо. Лицо же может быть троякое: либо созерцание, объем-

лющее собою все Бытие; либо предмет чужого созерцания и, как тако-

вой, объемлемый миром, либо, наконец, соотнесенное с миром и урав-

новешенное с ним начало. грамматически это будут: Я, Он и Ты'. П.

Флоренский

В качестве Я лицо дается прямым поворотом. Будучи полнотою и все

собою обнимая, оно есть двигатель всего, сам неподвижный. Всякий

фасовый портрет композиционно относится к разряду икон и, следова-

тельно, в замысел художника должна входить идеализация изображаемо-

го, возведение его к божественной норме. Фасовое изображение пред-

ставляет субъектность, полноту и самодостаточность человека. В фас

лучше всего видны глаза - зеркало души, показывающее внутреннюю

сущность человека. При лицевом повороте энергия направлена от кон-

тура, лицо дает, выводит за себя. Флоренский сравнивает его с Солн-

цем. И действительно, аналогия между фасовым портретом и солнечным

принципом в астрологии достаточно очевидна.

Профилем передается действие данного лица на внешний мир. Изобража-

ется тут, собственно, не лицо как таковое, а функция его, его дея-

тельность. Графически понятно это приурочение воли именно к профи-

лю, поскольку тут требуется неуравновешенность самого контура. Из

всех возможных поворотов, профильный дает наибольшую возможную осе-

вую асимметрию и потому наиболее неуравновешен. В отношении профиля

понятно, что он становится уместным всюду, где требуется выразить

победу воли над средою. В профиль должны изображаться полководцы,

герои, ораторы, захватчики. В профиль лучше всего видны органы воли

и страсти - нос, подбородок, надбровные дуги. Перечисляя характер-

ные особенности профильного портрета, Флоренский достаточно полно

описал астрологический принцип Марса.

Поворот в три четверти характерен для современного искусства. Иска-

ние истины новый человек предпочитает истине. 'Стремиться' новому

человеку представляется оправданием жизни, независимо от наличия

истины или лжи. Флоренский видит в трехчетвертном повороте переход

от фаса к профилю. Но, поскольку он рассматривает такой переход как

болезнь (с чем никак нельзя согласиться), то укажем лишь некоторые

интерпретации изображения в три четверти. Это, во-первых, - попытка

изобразить движение, и во-вторых, - попытка изобразить тело в объе-

ме (которые неразрывно связаны друг с другом). Искание, стремление,

да и просто перемещение в пространстве, так же как и пространствен-

ный объем и течение времени, - атрибуты астрологического принципа

Юпитера.

В Древнем Египте изображение стоящего человека сочетало в себе все

три 'поворота', три грани его проявления, символизируемые тремя ог-

ненными планетами. Причем повороты частей тела соответствуют каждый

своей планете по той системе управления, которая была изложена в

части 2 настоящей книги.

Как видно на рисунке, египтяне изображали голову и таз, подчиненные

Марсу, в профиль, а грудную клетку и глаз, которыми управляет Солн-

це, - в фас. Трехчетвертного поворота древнеегипетское искусство не

знало, но идею движения и объемности выражало положение ног, кото-

рыми заведует Юпитер: ноги