Сергей Маслов

Perpetuum mobile

органами тела'. 'Жить 'по духу', значит жить из центра, внимать

'внутреннему человеку', 'жить по плоти'- значит жить на периферии'.

Сердце есть озаряющий, но вместе с тем тяготеющий центр'[3]. В

последнем высказывании роль сердца определяется полностью

аналогично роли Солнца в Солнечной Системе.

По представлениям индейцев пуэбло, поклоняющихся Солнцу,

'нормальный здоровый человек не думает головой. Мы думаем

сердцем'[30, с. 16]. А. Шопенгауэр [27] также признает интеллект лишь

инструментом воли. Сердце (и, соответственно, Солнце) служит

символом воли (в смысле Шопенгауэра), и в этом состоит его

первичность. Это энергия, исходящая из центра. (Поглощение же

центром энергии соответствует Луне и желудку.) Когда мы хотим

жестом указать на свое 'Я' как носителя своей позиции, отношения, мы

указываем пальцем на грудь в области сердца, либо прикладываем к

этому месту ладонь, или бьем себя в грудь. Здесь следует также

добавить, что слово 'сердце', применительно к человеческому

организму, не всегда означало только сердце в теперешнем понимании. В

словаре Даля указывается, что 'Народ нередко сердцем зовет ложечку,

подложечку,.. где брюшной мозг' [8]. Нет нужды доказывать связь

солнечного сплетения (plexus solaris) с Солнцем, а также его значимость

как мистического центра, играющего важную роль в медитативной

практике.

Анатомически Луне (традиционно - управляемому ей Раку)

соответствует грудная клетка и желудок. Солнце и Луну сложно

разделить как анатомически, так и символически. Здесь мы будем

рассматривать Луну только в смысле 'тени' Солнца - объемлющей,

пассивной, питающей среды, оберегающей основы деятельности Сердца,

его истока. Луна представляет оборотную сторону Солнца -

бессознательную мотивацию солнечной воли. Ограничимся тем, что

приведем пару известных афоризмов: 'Человек есть то, что он ест' и

'Путь к сердцу лежит через желудок'.

Флоренский, указывая на Сердце как центр, отмечает, что 'человек

сложен полярно, и верхняя часть его организма и анатомически и

функционально в точности соответствует части нижней. Полюс верхний

гомотипичен полюсу нижнему. И притом, мочеполовой системе органов

и функций полюса нижнего в точности соответствует дыхательно-

голосовая система органов и функций полюса верхнего. И далее, половая

система и деятельность находит себе точное полярное отображение в

системе и деятельности голосовой. Нет надобности указывать и прямую

весьма тесную связь их обоих. Но, в виде резюме, отметим, что

выделения половые оказываются гомотипичными выделениям

словесным, которые созревают подобно первым и исходят наружу для

оплодотворения'. 'В семени есть и своя фонема и своя морфема: это -

слово, устанавливающее генеалогическую связность преимущественно

человеческой усии' [21, с. 272]. 'В Священном Писании аналогия слова

и семени - одна из самых настойчивых, равно и во всей мировой, более

или менее глубокой человеческой мысли. Гомологическим строением

нашего организма объясняется глубокая связь рождения физического и

духовного' [21, с. 324].

'Прежде всего замечается симметрия верхней и нижней части тела, -

так называемая гомотипия' верхнего' и 'нижнего' полюсов. Низ

человека - как бы зеркальное отражение верха его. Органы, кости,

мускульная, кровеносная и нервная система, даже болезни верхнего и

нижнего полюса и действие медикаментов оказываются полярно

сопряженными. Но, раз так, то не означает ли это соответствие, что

онтологическим средоточием тела служит не та или иная конечность, а

- центр гомотипии, т. е. срединная часть человека' [23, с. 266].

К сожалению, в своих рассуждениях Флоренский лишь указывает на

вертикальную симметрию человеческого организма, не описывая

конкретно и подробно, в чем эта симметрия состоит. Он говорит о ней

как о чем-то всем известном, что, однако, на самом деле не очевидно.

ГОЛОВА И ТАЗ: СФЕРА МАРСА.

Итак, отталкиваясь от идеи Флоренского о гомотипии организма,

рассмотрим вначале два равноудаленных (от сердца) полюса, так как их

симметрия и символика наиболее очевидны. Анатомически они

представлены черепом и тазом с соответствующими им функциями и

органами. Сами по себе череп и таз представляют два котла. Котел

традиционно 'символизирует вместилище сил роста и трансмутации.

Однако, в то время как череп, имеющий сводчатую форму,

символизирует их высшие (возвышенные и духовные) аспекты,

открытый сверху котел имеет противоположное значение сосуда низших

сил природы'[12].

Голова и таз находятся на границе внутреннего и внешнего