Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии 2

'Семи отростков', возможно, означает семь отростков на каждом роге - всего четырнадцать, которые были знаком 'царственного оленя'. Однако царственным мог считаться и олень с двенадцатью отростками на рогах, а поскольку олень должен прожить семь лет, прежде чем у него появятся двенадцать отростков, то 'семь битв', наверное, относятся к возрасту.

Непохоже, чтобы эта поэма открывала свое эзотерическое содержание всем и каждому. Она должна была быть 'перепутанной', как поэмы Гвиона, из соображений безопасности. Поэтому я позволю себе несколько переиначить порядок тринадцати утверждений, основываясь на 'Beth-Luis-Nion'-алфавите и на том, что мы уже узнали о мифическом значении каждой буквы-месяца:

24 дек. - 20 янв. B Я - олень семи отрост-

ков или бык семи битв, Береза Beth

21 янв. - 17 фев. L Я - широкий поток

на равнине, Рябина Luis

18 фев. - 17 мар. N Я - ветер морских

глубин, Ясень Nion

18 мар. - 14 апр. F Я - сверкающая слеза

солнца, Ольха Fearn

15 апр. - 12 мая S Я - сокол на утесе, Ива Saille

13 мая - 9 июня H Я - прекраснейший

цветок, Боярышник Uath

10 июня - 7 июля D Я - бог, который коптит

голову дымом костра, Дуб Duir

8 июля - 4 авг. T Я - боевое копье, Падуб Tinne

5 авг. - 1 сент. C Я - лосось в пруду, Орех Coll

2 сен. - 29 сент. M Я - холм поэзии, Виноград Muin

30 сен. - 27 окт. G Я - жестокий вепрь, Плющ Gort

28 окт. - 24 нояб. NG Я - грозный шум моря, Камыш Ngetal

25 нояб. - 22 дек. R Я - морская волна, Бузина Ruis

23 дек. Кто, кроме меня, знает

тайны неотесанных

дольменов?

Такое расположение почти бесспорно. В - это Гераклов олень (или дикий бык), который начинает год. Семь битв или семь отростков на оленьих рогах - это предстоящие и оставшиеся позади месяцы, ибо 'Beth' - седьмой месяц после 'Duir' (месяца дуба) и седьмой месяц после 'Beth' - опять 'Duir'. Boibalos Гераклова заклинания, скрытого в 'Boibel-Loth', - антилопа. На орфического 'быка семи битв' намекает Плутарх в 'Исиде и Осирисе', где он описывает, как во время зимнего солнцестояния золотую корову Исиды, завернутую в черное, семь раз обносят вокруг святилища Осириса, которого он отождествляет с Дионисом. 'Это круговое движение называлось 'поиски Осириса', ибо зимой богиня мечтает о солнечной воде. И семь раз она делает круг, потому что бог-солнце проходит свой путь от зимы к летнему солнцестоянию за семь месяцев'. Плутарх, по-видимому, считал, что в месяце 28 дней, а не 30, ведь иначе путь был бы пройден за шесть месяцев.

L - это февраль, шотландский месяц-водолей, сезон паводков.

Середина N приходится на начало марта, который 'является, как лев' с ветрами, осушающими землю.

F находит отличное разъяснение в известной Средневековой песенке:

Он тихонечко явился,

Где мать его была,

Как апрельская росинка,

Что на поля легла.

Это и есть настоящее начало священного года, когда олени и дикие быки заводят потомство и когда рождается младенец Геракл, который был зачат во время летних оргий. До сих пор он плыл в своей корзине по воде, а теперь лежит на травке.

S - месяц, когда птицы вьют гнезда. В Гвионовой 'Can y Meirch' ('Песне лошадей') короткая серия 'я был' появляется как вставка. Вот один пример: 'Я был журавлем на стене - прекрасный был вид'. Журавль - сакральная птица делосского Аполлона, а до Аполлона - героя-солнца Тесея. Журавль есть также - причем не один, а целых три - на галльском барельефе в Париже, и еще на барельефе в Треве вместе с богом Езусом и быком. Журавль, ястреб или гриф? Это важный вопрос, потому что ответом на него определяется происхождение поэмы. Ястреб, если только это не царский ястреб египетского Гора, будет коршуном, посвященным Северному ветру Борею. В греческой легенде его фракийские сыновья Калаид и Зет носят перья коршуна в его честь и умеют превращаться в коршунов. Эти две птицы мифологически связаны в египетском иероглифе, обозначающем Северный ветер, который есть ястреб. На валлийском он - barcut, на персидском - barqut, и это подкрепляет версию Плиния ('Естественная история' XXX. 13) о крепкой связи персидского и британского культов солнца. Еще одно доказательство их близости заключается в том, что персидскому богу-солнцу Митре, чей день рождения отмечается во время зимнего солнцестояния, поклонялись как быку семи битв: посвящаемые должны были пройти через семь испытаний, прежде чем получали печать на лоб - 'испытанный солдат Митры'. 'Митраизм' был любимым культом римских легионеров в имперские времена, однако его не