Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии 2

рыбной ловли в море и на реке. Друиды получали от рыбаков плату за то, что они повторяли его и угрожали водам местью, если лодка утонет:

Куда мы, пойдем? Будем спорить в долине или на вершине?

Где будем, жить? Разве есть лучше земля, чем Закатный остров?

На какой еще плодородной земле мы сможем мирно ходить?

Кто, кроме меня, отведет тебя к чистому потоку?

Кто, кроме меня, скажет тебе о жизни луны?

Кто, кроме меня, приведет тебе стадо Тетры из морских глубин?

Кто, кроме меня, сможет вывести стадо Тетры на берег?

Кто может изменить холмы и горы, как я?

Я - хитрый поэт, и я пророчествую для мореходов.

За утонувшие корабли отомстят копья.

Я пою хвалы, я предрекаю победу.

А теперь я займусь другими делами и все исполню.

Сначала пяти строчный довесок к поэме скорее всего был такой:

А Я - чрево всех холмов,

О Я - огонь на всех холмах,

U Я - королева всех ульев,

Е Я - щит всех голов,

I Я - могила всех надежд.

Как и почему этот алфавит тринадцати согласных уступил место алфавиту пятнадцати согласных - еще один вопрос, ответ на который мы сможем получить с помощью легенд о латинском и греческом алфавитах.

Первая строка 'Песни Амергина' имеет разночтения ('олень семи отростков' и 'бык семи битв'), и это заставляет нас предположить, что в Ирландии в бронзовом веке, как на Крите и в Греции, олень и бык были посвящены Великой Богине. На Крите минойской эпохи бык стал главным как Минотавр, 'Бык-Минос', но существовали еще Minelaphos (Олень-Минос), который фигурировал в культе богини луны Бритомартис, и Minotragos (Козел-Минос). Рога, найденные в захоронении в Новой Мызе, позволяют предположить, что олень считался королевским животным у ирландских Данайцев; к тому же, олень постоянно фигурирует в ирландских мифах: один из эпизодов 'Похищения быка из Куальгне' - части саги о Кухулине - показывает, что гильдия священ-нослужителей оленя, называемая 'Прекрасные удачливые арфы', имела свой центр в Ассарое в Донегале. Ойсина родила богиня-олениха Садб, и в конце его жизни, когда он сел на коня Ниав Золотоволосой и отправился под плач фениев на ее райский остров, ему было видение: безрогого молодого оленя преследовали на море красноухие и белошерстные псы ада. Олень - это был он сам. Схожий сюжет есть в 'Сказании о Пуихле, короле Даведа'. Пуихл выезжает на охоту и встречает Арауна, короля Аннума, который на белом коне охотился на оленя со сворой белошерстных и красноухих псов. В ответ на вежливость Пуихла Араун хоть и посылает его в Аннум, ибо олень - душа Пуихла, но разрешает ему править там вместо себя. Нечто подобное есть и в 'Сказании о Мате, сыне Матонви': Хлев Хлау, когда рядом с ним неверная Блодайвет, видит, как загрызают до смерти оленя. Это его душа, и почти тотчас его убивает Гронв, любовник Блодайвет2.

Участь рогатого короля, известный пример которого - Цернунос, 'рогатый' из Галлии, показана в одном из ранних греческих мифов об Актеоне, которого Артемида превратила в оленя и загнала до смерти своими псами. Она сделала это во время anodos, своего ежегодного обновления, когда она обретала девственность, купаясь нагой в священном источнике. Потом она выбирала себе другого возлюбленного. Ирландская Garbh Ogh с псами - та же богиня, которая питалась олениной и орлиным молоком. Древний миф о преданном короле-олене странным образом отразился в обычае, как британском, так и континентальном, награждать рогоносца рогами. Майские люди-олени из аббатства Бромли в Стаффордшире похожи на людей-оленей Сиракуз в древней Сицилии, и судя по фрагменту эпоса, где речь идет о Дионисе, одного из исполнителей роли Актеона-оленя первоначально загоняли до смерти и съедали. На ликейской территории в Аркадии тот же обычай загонять и съедать человека, одетого в шкуру оленя, сохранялся и во времена Павсания, хотя преследование объяснялось как наказание за нарушение границы. Из Сардинии дошла до нас статуэтка бронзового века, которая изображает человека-оленя с рогами, напоминающими крону дуба, коротким хвостом, стрелой в одной руке и луком, который превращается в извивающегося змея, - в другой. Глаза и лицо человека выражают неизбывный и простительный ужас, потому что змей - это смерть. Олень был частью елисейского пророческого культа, и об этом сказано в истории посещения Брутом Троянским острова Леогреция, где лунное пророчество было дано ему, когда он спал на недавно выделанной шкуре белого оленя, чья кровь лилась на священный огонь.

Культ оленя намного старше критского Minelaphos: o нем свидетельствуют