Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии 2

Кранае, или Карнее. Таким образом, в качестве воскресного дерева, следующего за субботней ольхой, он символизировал воскрешение в орфических мистериях, бегство солнечного героя с заросшего ольхой острова Калипсо и был приписан к культу Небесного Геракла. Кипарис все еще является первым символом воскрешения в средиземноморских церквях5.

Деревья алфавита здесь перепутаны с возбуждающими ароматами и деревьями другой категории, однако Н для кипариса и М для виноградной лозы заставляют предположить, что деревья, названные в строфах последними или единственные упомянутые в них, записывают Chokmah, еврейское слово для Мудрости: 'Ched', 'Каf', 'Mem', 'Не'. (В еврейском языке гласные не пишутся.) Если так, то терпентин (олеандр) - СН, а платан оказывается заменой миндаля К, который как дерево Мудрости не может фигурировать в качестве загадки, ибо он является разгадкой. В библейские времена платан долго ассоциировался у греков с преследованием мудрости. Четыре остальных дерева - кедр, пальма, розовый куст и олива - представляют власть, материнство, красоту и плодовитость - характеристики Премудрости как квази-богини.

Есть непосредственная связь этого канона с семью днями Творения, как они описаны в первой главе Бытия.

Солнце - Свет

Луна - Разделение Вод

Марс - Суша, Пастбища, Деревья

Меркурий - Небесные Светила и Времена Года

Юпитер - Морские Твари и Птицы

Венера - Земные Твари, Мужчина, Женщина

Сатурн - Отдых

Очевидная алогичность сотворения Света и даже Пастбищ и Деревьев до того, как Господь сотворил Небесные Светила и Времена Года (хотя мистер Эрнст Скиф лукаво предположил, что Небесные Светила не были видны до четвертого дня из-за 'воды, которая под небом', о чем говорится в стихе 9, и поэтому как будто не были созданы), объясняется тем, какие божества правили планетными днями недели. Солнечный бог властвовал над Светом, Луна - над Водой, Марс - над Полями и Деревьями, Меркурий - бог астрономии. Очевидно, что легенда Бытия появилась позже канона планет, дней и богов. Помещение Морских Тварей и Птиц в пятый день естественно, потому что бог дуба или терпентина является, вообще-то, сыном морской богини, которой посвящены голубь, орел и все остальные птицы, а сам он принимает вид морского зверя. Приказ мужчине и женщине совокупляться и иметь потомство, подобно существам, над которыми они властны, относится ко дню Венеры. Приятная леность Сатурна, в чей золотой век, как пишут поэты классических времен, люди ели мед и желуди в земном раю и не заботились пахать землю и охотиться, поскольку земля давала им все, что нужно, объясняет седьмой день как день отдыха. Иудейское апокалипсическое пророчество (которое Иисус понимает буквально) Небесного царства Иеговы относится к возвращению этих золотых времен, если только человек перестанет терзать себя войнами и трудами, ибо Иегова требовал отдыха в седьмой день. Как мы уже говорили, есть несколько вариантов географического расположения земного рая. Вавилоняне помещали его в дельту Евфрата, греки - на Крит, иудеи до изгнания - в Хеврон в Южной Иудее.

Важнейшее теологическое значение имеет то, что Иегова объявляет Моисею: 'Я есмь Сущий', - что означает 'я есть то, чем хочу быть' - из акации, а не из другого дерева, потому что это есть определение его божественной сущности. Если бы он назвал себя из терпентина, как более ранний Иегова сделал в Хевроне, это означало бы, что он объявляет себя как Бел или Мардук, бог четверга и седьмого месяца, как арамейский Юпитер или пеонийский Аполлон. Но из акации, дерева первого дня недели, он открыл себя как бог меноры, вездесущий небесный бог, бог, который вскоре скажет: 'Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный' (Второзаконие 10:17). Акация в самом деле колючая, ревнивая, самодостаточная, и ей требуется очень мало воды и, как ясень Одина, она оплетает своими корнями корни всех деревьев, которые растут поблизости. В месяц 'Uath', посвященный акации, происходила ежегодная хевронская ярмарка, и он был таким священным, что (как уже отмечалось в главе десятой) в это время запрещалось вступать в сексуальные сношения и наряжаться: это был месяц ежегодного очищения храмов в Греции, Италии и на Ближнем Востоке.

Неполный список Эпох Мира Ненния основан на том же планетарном каноне:

(Воскресенье) 'Первая Эпоха Мира - от Адама до Ноя'.

Адам был первым человеком, своими глазами увидевшим свет солнца, или Славу Бога.

Воскресенье-день Света.

(Понедельник) 'Вторая - от Ноя до Авраама'.

Эпоха Ноя началась