Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии 2

chuit a feda is athaig feda fidlosa olchema.

Что до других букв, то все прочие кусты есть кусты-деревья.

Здесь такие же деревья, как в 'Beth-Luis-Nion'-алфавите O'Флаерти, и без земляничного дерева, вяза, шиповника и прочих. Неназванные 'кусты', несомненно, включают бузину, камыш или калину, ракитник, жимолость. Расположение в соответствии с 'благородством' поражает: яблоня и падуб исключены из числа деревьев-вождей. Вероятно, этот алфавит больше связан с греческим алфавитом, в котором 24 буквы, чем с огамом, в котором 20 букв или 25.

Этот предмет очень сложен, и ирландские ученые поэты не были заинтересованы в его упрощении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Похоже, что Гвион знал о значении, которое имело число 'пять' у пифагорейцев и их последователей. Пифагорейцы давали клятвы на священном tetractys - фигуре из десяти точек, поставленных так, чтобы получилась пирамида:

*

* *

* * *

* * * *

Верхняя точка означает место, две ниже - протяженность, три - поверхность, четыре в основании - трехмерное пространство. Пирамида, самый древний символ Тройственной Богини, философски интерпретировалась как Начало, Расцвет и Конец, а центральная точка фигуры присоединялась в качестве пятой к любой четверке точек. Пятерка символизирует цвет и многообразие, которыми природа наделяет трехмерное пространство и которые воспринимаются пятью чувствами, и называется для удобства 'лесом'; это пять деревьев, расположенных в шахматном порядке. Разноцветный мир образован пятью элементами - землей, воздухом, огнем, водой и квинтэссенцией души, а эти элементы в свой черед соответствуют временам года. Символическое значение также приписывалось числам от 6 до 10: десять было числом совершенства. Tetractys может быть интерпретирован многими способами; например, как треугольник, в который вписан шестиугольник (шесть - число жизни) с центральной точкой, так что общее число оказывается семь, то есть 'Афина' - число ума, здоровья и света.

2 Если судить по рисунку на стеклянном блюде времени Селевкидов, показывающему фасад Соломонова Храма, который был перестроен Зоровавелем по финикийскому типу, колонны со спиралями соответствуют Воазу, правому столбу Соломона, посвященному прибывающему солнцу, а колонны с вертикальным рисунком - Иахину, левому столбу, посвященному убывающему солнцу. Эти символы перепугались, когда иудеи решили совместить Новый год с осенним праздником урожая, ибо в этом случае колонны-столбы менялись местами, однако не все забылось: 'Воаз к Иахину, что Гаризим к Гевалу, что благословение к проклятию'. Гаризим и Гевал - две горы, укрывающие Ефраимово святилище Шехема. Гаризим - по правую руку, если смотреть от Шехема, Гевал - по левую, а Шехем был местом культа терпентина. Во Второзаконии (11:29-30) есть пророчество, приписываемое Моисею: '...произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал... по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине против Галгала, близ дубравы Море'.

Так и должно быть. Твердый терпентин - хананейский эквивалент дуба - посажен посередине, Гевал - по левую, несчастливую, сторону, а Гаризим - по правую, счастливую.

3 Пастырь Ермы - сочинение, которое Климент Александрийский приписал некоему Ерме, римскому христианину, упомянутому святым Павлом в Послании к римлянам (16:14). Книга известна в пяти редакциях - в греческом подлиннике и переводах на латынь и эфиопский.

4 В Арли в Провансе культ Богини как Троицы или Пятерки Матерей дожил, маскируясь под христианский, до наших дней: ее праздник длится с двадцать четвертого по двадцать восьмое мая в середине месяца боярышника, или воздержанности, но теперь ей поклоняются в основном цыгане. Троица известна как Три Марии Прованса или Три Марии Моря, а для Пяти прибавлялись еще Марфа и апокрифическая служанка Сара. Похоже, это было христианизацией дохристианских рельефов на надгробиях в Арли (остров Аликам), на которых три или пять Богинь изображались на одном уровне, а возрождающаяся душа - на другом, ниже. Эту сцену трактовали как восстание Лазаря из мертвых. Даже во времена Данте на кладбище хоронили по старому обычаю. Тело клали в лодку, где уже лежали деньги, и отправляли ее в плавание по Роне до острова. Название острова Аликам объясняется как Елисейские поля, однако более правдоподобно, что Алис - древнее имя богини.

С мифологической точки зрения это разумно, потому что на острове Огигия, принадлежавшем Калипсо, были заросли ольхи. Alys, или Alis, или Halys - имя самой большой реки в Малой Азии еще доэллинской