Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

в окружающее, знает,

что он чувствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что после

его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит,

поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой, на которую способен.

Спонтанность означает возможность выбора, возможность свободно

самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или Ребенка) испытывать и

каким образом их выражать. Спонтанность означает освобождение от

принуждения играть в игры и владеть только теми чувствами, которые были

воспитаны.

Близость представляет собой спонтанное, свободное от игр

чистосердечное поведение человека, осознающего окружающее, освобождение,

эйдетически-воспринимающего мир глазами неиспорченного Ребенка, который со

всей искренностью живет в настоящем. Можно экспериментально показать

[Эффективное экспериментальное использование трансакционного анализа

требует специального образования и опыта. Отличить игру от

времяпрепровождения порой ничуть не легче, чем отличить звезду от планеты.

- Прим. автора.], что эйдетическое восприятие пробуждает привязанность, а

чистосердечие мобилизует позитивные чувства. Известен даже такой феномен,

как односторонняя близость. С ним хорошо знакомы люди, умеющие пленять

своих партнеров, оставаясь при этом невовлеченными. Человек добивается

этого, поощряя собеседника смотреть ему в лицо, высказываться свободно и

чистосердечно, в то время как соблазнитель (или соблазнительница) лишь

делает вид, что их чувства взаимны.

Близость, по существу, является функцией естественного ребенка, хотя

и имеет сложную психологическую и социологическую основу. Она, как правило,

не приводит к неприятностям, если не вмешивается какая-нибудь игра. Обычно

близости угрожает стремление приспособиться к Родительскому влиянию.

Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают

существами любящими, а это и есть истинная природа близости.

Сознательно или неосознанно все родители с колыбели учат своих детей

думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого

влияния ребенку нелегко, поскольку оно обычно бывает глубоко укоренившимся.

К тому же в первые два-три десятилетия жизни человека оно необходимо для

биологического и социального выживания. Освобождение от родительского

влияния становится возможным только тогда, когда человек достигает

независимости, то есть приобретает умение жить включенным в настоящее,

действовать спонтанно и достигать близости с другими людьми. Кроме того. в

это время он уже свободен в выборе, то есть понимает, что именно из

родительского наследия он хочет оставить себе. На ранних этапах жизни

человек решает, как он намерен приспособиться к родительскому влиянию. Его

адаптация представляет собой последовательность решении, и именно поэтому

при благоприятных обстоятельствах решения бывают обратимыми. Причем

ниспровержение никуда не бывает окончательным: непрерывная борьба против

возврата к старым привычкам чаще всего продолжается всю жизнь.

Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за

пределы всех классификаций поведения. Это свойство - включенность в

настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое

предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более

ценное, чем игры, - близость. Но все эти три свойства для неподготовленных

людей опасны. Может быть, им лучше оставаться такими, какие они есть, и

искать решение своих проблем в популярных социальных методах, например в

чувстве общности с другими людьми. Это может означать, что для многих

представителей рода человеческого впереди прекрасные надежды и большие

перспективы.

Из коллекции Алексея Кельмакова

FidoNet 2:5050/13.59