Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

не получается так, как надо.

_Блэк_: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?

_Уайт_: Да, но у него нет времени.

_Блю_ (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие

инструменты?

_Уайт_: Да, но он не умеет ими пользоваться.

_Ред_: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?

_Уайт_: Да, но это слишком дорого.

_Браун_: Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает,

и не довольствоваться этим?

_Уайт_: Да, но ведь все может просто рухнуть.

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец

его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в

следующем роде: Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они

мастера.

В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В

компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно

решение за другим, причем каждое начинается словами: Почему бы вам не...

Каждому решению Уайт противопоставляет очередное Да, но. Хороший игрок

может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не

сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины

предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и

очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин

переключилась на игру Родительский комитет типа Непутевый муж.

Поскольку, за редчайшим исключением, все предложения других игроков

отвергаются, совершенно очевидно, что игра преследовала какие-то скрытые

цели. Мы считаем, что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ на

свой вопрос (то есть игра не состоит в поиске Взрослым информации или

решения проблемы), а для того, чтобы внушить уверенность своему состоянию

Ребенка и доставить ему удовольствие. Дословная запись диалога может

создать впечатление, что разговор ведется между Взрослыми, но внимательные

наблюдения помогают увидеть, что Уайт (супруга) предстает в этой игре

Ребенком, неспособным справиться с ситуацией, в то время как остальные

участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться своим опытом

ради ее блага.

Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться,

поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к

Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул,

идущий от Родителя к Ребенку (Почему бы вам не ...) вызывает реакцию,

идущую от Ребенка к Родителю (Да, но). Как правило, для обеих сторон

трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но

внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе,

голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со

Взрослого на несправляющегося Ребенка - в случае миссис Уайт - и со

Взрослого на мудрого Родителя - у других участников). Чтобы лучше понять

скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.

ЗДДДДДДДДДcПсихологичес.ЗДДДДДДДДДc

’ ’ ЗДДДСтДДДДДДДДД

’ P ’ ’ ’ P

’ ’ ’ ЗДДД

ЦДДДДДДДДДЋ ’

’ МММММММСтМММММММММ

’ B ’ ’Социальн.’ ’ B

’ ММММММММРкММММММММ

ЦДДДДДДДДДЋ ’

’ ДДДЫ ’ ’

’ Pe ’ ’ ’ Pe

’ ДДДДДДДДРкДДДДЫ ’

ЮДДДДДДДДДЫ ЮДДДДДДДДДЫ

Уайт Другие

Да, но... Почему бы вам не...

Схема 8. Почему бы вам не... - Да, но

_Психотерапевт_: А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам

до этого не приходило в голову?

_Уайт_ (_супруга_): Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала

почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял

несколько уроков у плотника.

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по

которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету.

Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании,

и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение,

которое раньше не приходило ей в голову. Если же