Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

кому-то удается придумать

действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную

игру, примет его с благодарностью.

Иными словами, ее несправляющийся Ребенок уступит, если у кого-то из

присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет

стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как

миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая

готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за

ПБВДН другая игра - Дурочка.

Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо

иллюстрирует второе утверждение даже если миссис Уайт уже испробовала

некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно,

цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы

отвергнуть их.

При соответствующих обстоятетьствах эту игру может играть едва ли не

каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за

людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали

некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью

могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться

на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке

предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не

возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой-

то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре

Алкоголика.)

Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН,

чаще всего принадлежит к типу людей, которые в конечном счете просят

психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель -

показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то

есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с

психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут

способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом,

становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени

социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его

капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень

специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем

пример.

_Психотерапевт_: Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это

простой обман?

_Миссис_ _Уайт_: В любом разговоре я все время должна придумывать, о

чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть.

Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в

разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.

_Психотерапевт_: Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не

занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы выскочить и заставить вас

смутиться?

_Миссис_ _Уайт_: Вот-вот. Поэтому до тех пор, пока я предлагаю другим

какие-то решения или выслушиваю их идеи относительно моих проблем, со мной

все в порядке, я чувствую себя защищенной. Пока мой Взрослый под контролем,

я не боюсь почувствовать замешательство.

Слова миссис Уайт ясно показывают: она боится неструктурированного

времени. Ее Ребенку не удается привлечь к себе внимание, пока занят ее

Взрослый, поэтому именно игра предлагает ей подходящую структуру для

функционирования Взрослого. Однако для поддержания ее интереса игра должна

иметь соответствующую мотивацию. Выбор ПБВДН определяется принципом

экономии: ее Ребенок, оказавшийся в состоянии конфликта по причине

физической пассивности, получает в этой игре максимальные внутренние и

внешние вознаграждения. С одинаковым жаром она играет роль хитрого

Ребенка, которого невозможно подавить, и мудрого Родителя, который пытается

подавить в ком-то Ребенка, но безуспешно. Поскольку основной принцип ПБВДН

- не принимать ни одного предложения, Родитель никогда не добивается

успеха. Девиз игры: Не паникуй, Родитель никогда не добьется успеха.

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет миссис Уайт и приносит ей

удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но

истинной кульминацией игры является пауза (или замаскированная пауза)

которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали

свои возможности и