Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

его

трехлетний брат Майк заявил: У меня тоже болит живот - с очевидным

намерением вызвать ту же реакцию. Отец несколько секунд смотрел на него, а

потом спросил. Ты же не собираешься играть в эту игру? Майк расхохотался

и ответил Нет.

Если бы дело происходило в доме, обитатели которою озабочены

проблемами еды и пищеварения, встревоженные родители отправили бы в постель

и Майка. Если подобная ситуация повторилась бы несколько раз, то можно было

бы ожидать, что эта игра станет частью характера Майка. Это нередко и

происходит, если родители подыгрывают ребенку. Каждый раз, испытывая

ревность к своему брату-сопернику из-за предоставленной тому привилегии,

младший брат объявлял бы себя больным, чтобы тоже получать какие-то

привилегии. Скрытая трансакция в этом случае быта бы следующей (социальный

уровень) Я неважно себя чувствую - (психологический уровень) Я тоже хочу

получить какую-нибудь привилегию. Однако Майк был спасен от карьеры

ипохондрика. Конечно, может случиться, что он станет кем-нибудь и похуже,

но мы в данном случае обсуждаем другой вопрос, а именно игра была прервана

в зародыше вопросом отца, и ребенок честно признал, что намеревался начать

именно эту игру.

Приведенный пример показывает, что маленькие дети могут играть в игры

вполне намеренно. Уже после того, как игры превратятся в фиксированную

последовательность стимулов и реакций, их происхождение становится

неразличимым за дымкой времени, а скрытые мотивации заволакиваются

социальным туманом. И только при помощи соответствующих процедур их можно

снова вывести на уровень осознания происхождение - с помощью методов

аналитической терапии, а скрытые мотивы - с помощью антитезиса.

Многократные клинические наблюдения показывают, что игры по своей

природе имитативны и первоначально возникают как результат деятельности

Взрослого в ребенке (неопсихический аспект личности). Если во взрослом

игроке удается активизировать Ребенка, то этот компонент личности (Взрослый

внутри Ребенка) обнаруживает такой удивительный психологический талант и

такое завидное умение манипулировать людьми, что психиатры заслуженно

прозвали его Профессором. Во многих психотерапевтических группах,

использующих в основном методику анализа игр, одна из процедур состоит в

поиске маленького Профессора внутри каждого участника. Причем все

присутствующие обычно как зачарованные слушают рассказ о его младенческих

(в возрасте от двух до восьми лет) авантюрах, состоящих в изобретении игр.

И если эти игры не кончались трагически, то умело рассказанные истории

вызывают у слушателей восторг, а часто и бурное веселье.

Иногда и сам пациент не может скрыть вполне оправданного восхищения

своей ловкостью. И если он достиг этого этапа, то, значит, есть надежда,

что человек вскоре будет в состоянии отказаться от злополучных

поведенческих схем, без которых жизнь его станет гораздо лучше. Именно по

этой причине, давая формальное описание той или иной игры, мы всегда

стремимся рассмотреть ее младенческий или детский прототип.

4. Функции игры

Повседневная жизнь предоставляет очень мало возможностей для

человеческой близости. Кроме того, многие формы близости (особенно

интенсивной) для большинства людей психологически неприемлемы. Поэтому в

социальной жизни весьма значительную часть составляют игры. Вопрос только в

том, играет ли человек именно в те игры, которые для него максимально

благоприятны?

Существенная особенность игры - это ее кульминация, выигрыш.

Предварительные ходы делаются именно для того, чтобы подготовить ситуацию,

обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким расчетом,

чтобы каждый следующий шаг в качестве побочного продукта тоже приносил

максимально возможное удовлетворение.

Например, в игре Гость-растяпа (неуклюжая выходка, а потом

извинение) выигрыш, равно как и цель игры, состоит в том, чтобы извинениями

вынудить партнера простить Растяпу. Пролитый кофе или мебель, прожженная

сигаретой, будут лишь ступеньками, ведущими к этой цели, но и каждый из

этих проступков сам по себе приносит удовлетворение игроку. Тем не менее

переживание, полученное от пролитого кофе, не делает это происшествие

игрой. Решающим стимулом, ведущим к развязке,