Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

необычайно

эффективной работе мисс Блэк с клиентами агентства, и попросил разрешить ей

доложить свои результаты на конференции сотрудников его клиники. Начальник

дать разрешение отказался.

В описанном случае правила игры Неимущий были разработаны

агентством таким образом, чтобы служить дополнением к их правилам игры в

ЯППВ. Между клиентом и сотрудником агентства существовало примерно

следующее молчаливое соглашение:

_С_. (сотрудник): Я попытаюсь помочь вам (при условии, что ваше

положение не улучшится).

_К_. (клиент): Я буду искать работу (при условии, что мне не нужно

будет непременно найти ее).

Если клиент нарушал договор, улучшив свое материальное положение,

агентство теряло клиента, а клиент - пособие. Таким образом, оба

чувствовали себя наказанными. Если сотрудник вроде мисс Блок нарушал

договор, заставив клиента действительно найти работу, наказанием для

агентства служили жалобы клиента, которые могли дойти до вышестоящего

начальства, а клиент опять-таки был наказан тем, что терял пособие.

До тех пор пока оба действовали в соответствии с молчаливым

соглашением, каждый получал то, что хотел. Клиенту выплачивали пособие, и

скоро он начинал понимать, чего от него хотят взамен: возможности

протянуть беднякам руку помощи (как часть игры ЯППВ) плюс клинический

материал (чтобы иметь возможность выступать на конференциях, посвященных

психотерапии, центрированной на клиенте [Направление в психотерапии,

основанное известным американским психиатром К.Роджерсом, посетившим в 1986

г.Москву и прочитавшим ряд лекций для советских психологов и психиатров.]).

Клиент с радостью подчинялся этим требованиям и получал от этого не меньше

удовольствия, чем работники агентства. Таким образом, они прекрасно ладили,

и ни один из них не испытывал желания прекратить столь приятные

взаимоотношения. Что же касается мисс Блэк, то, вместо того чтобы

протягивать руку помощи, она на самом деле оказала помощь и предложила

терапию, центрированную не на клиенте, а на его взаимоотношениях с

окружающим обществом: этим она вызвала недовольство всех заинтересованных

лиц, даже несмотря на то, что она действовала в соответствии с официально

объявленной целью агентства.

Следует отметить здесь два момента. Во-первых, в игру Неимущий (если

это действительно игра, а не истинное положение дел, вызванное физической,

психической или финансовой недееспособностью) играет лишь ограниченное

число клиентов таких агентств. Во-вторых, игра получает поддержку только

тех сотрудников, которых научили играть в ЯППВ. Другие сотрудники не станут

терпеть ее столь же охотно.

К родственным играм относятся Ветеран и Больница. Игра Ветеран

обнаруживает те же взаимоотношения, что и ЯППВ. Только игра ведется между

организациями, занимающимися делами ветеранов, достигших пенсионного

возраста, а также тех ветеранов, которые обладают законными привилегиями,

например инвалидов войны. В Больницу играют некоторые пациенты

амбулаторного отделения крупных больниц. В отличие от Неимущих и

Ветеранов пациенты, играющие в Больницу, не получают денежной

компенсации, но у них есть другие вознаграждения. Поскольку они охотно

исполняют роль как бы пособий, экспонатов при обучении медицинского

персонала и дают возможность наблюдать течение болезни, то они выполняют

полезную социальную функцию. Поэтому их Взрослый вполне законно чувствует

удовлетворение, недоступное Неимущим и Ветеранам.

*Антитезис*. Если он не противопоказан, то должен состоять в отказе от

предоставления игрокам материальных благ. Риск здесь исходит не от самих

игроков, как в других играх, а связан с тем фактом, что игра Неимущий

попадает в резонанс с традицией и поощряется игроками в дополнительную к

ней игру - ЯППВ. Реальная опасность грозит со стороны коллег, возмущенной

публики, правительственных агентств и разного рода организаций, защищающих

права бедняков. Жалобы, вызванные антитезисом к Неимущему, могут привести

к громким выкрикам: Да, да, что вы можете сказать по этому поводу? Эти

возгласы можно рассматривать и как здоровую операцию или

времяпрепровождение, даже если они при этом иногда отбивают охоту к

искренности. Фактически вся американская система демократических свобод

основана на