Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

комнатах.

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму:

отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения

тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась

невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный

скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В

конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и

подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает

все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.

В Скандал могут играть два любых человека, стремящихся избежать

сексуальной близости. Например, игра Фригидная женщина, как правило,

кончается именно этим. Игра Скандал относительно редко встречается между

мальчиками-подростками и их родственниками, поскольку мальчикам легче

вечером уйти из дому, чем любым другим членам семьи. В более раннем

возрасте братья и сестры могут получить некоторое удовлетворение с помощью

драки. Эта схема поведения в разном возрасте имеет различные мотивации. В

США она приобрела, на наш взгляд, полуритуальную форму, санкционированную

как телевидением, так и официальными педагогами и педиатрами. Среди

английских высших классов драка считается (или считалась раньше) дурным

тоном, поэтому не нашедшая выхода энергия расходуется в регулируемых

строгими правилами Драках на игровом Поле.

*Антитезис*. Для отца эта игра не столь неприятна, как ему хотелось бы

думать. Обычно антитезисный ход делает дочь, находя спасение в раннем,

часто скороспелом или навязанном браке.

Когда это психологически возможно, антитезисный ход может сделать

мать, отказавшись от своей относительной или абсолютной фригидности. Игра

может утихнуть, если отец заведет интимную связь на стороне. Но это чревато

другими осложнениями. Если в Скандал играют супруги, антитезис должен

быть тот же, что и в игре Фригидная женщина или Фригидный мужчина.

При соответствующих обстоятельствах Скандал вполне закономерно

приводит к игре Судебное разбирательство.

ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА

В работе судов и исправительных учреждений все чаще стала участвовать

так называемая служба помощи, а криминалисты и чиновники, наблюдающие за

соблюдением законов, стали более образованными. В связи с этим мы

предлагаем всем заинтересованным лицам наш анализ некоторых игр,

встречающихся в преступном мире (как в тюрьме, так и за ее пределами). К их

числу мы отнесли:

Полицейские и воры, Как отсюда выбраться и Давай надуем Джо.

1. Полицейские и Воры (ПиВ)

*Тезис*. Поскольку большинство преступников ненавидят полицейских, то

от умения перехитрить их они получают порой не меньше удовольствия, чем от

награбленной добычи. На уровне Взрослого их преступления представляют собой

игры ради материального выигрыша, ради добычи, но на уровне Ребенка их

увлекает волнение, связанное с самим приключением: то, как им удалось

ускользнуть или обмануть погоню.

Как ни странно, но детским прототипом Полицейских и воров будет игра

в прятки, где существенным элементом является огорчение по поводу того, что

тебя отыскали. Эта особенность становится очевидной в игре с маленькими

детьми. Если отец нашел ребенка слишком быстро, то малыш огорчается, так

как не успел вволю повеселиться. Но если отец - хороший игрок, он знает,

как надо себя вести: он никак не может найти сына, и тогда тот подает ему

сигнал каким-нибудь звуком. Таким образом, мальчик вынуждает отца найти

его, но при этом все равно показывает, что огорчен. Однако на этот раз

ребенку удалось повеселиться побольше и он дольше пробыл в напряжении. Если

отец сдается, сын чувствует не торжество, а разочарование. Поскольку

ребенку удалось извлечь весь возможный интерес из самих пряток, то, значит,

дело не в них. Сын разочарован, потому что его не поймали. Когда приходит

очередь отца прятаться, то он не должен оказаться намного хитрее сына.

Родителю следует быть хитрым настолько, насколько нужно для того, чтобы

мальчик получил удовольствие. И конечно, у отца должно хватить ума

прикинуться огорченным, когда его найдут. Вскоре становится ясно, что

настоящая кульминация игры - когда тебя нашли.

Поэтому прятки - это не просто времяпрепровождение, а настоящая игра.

На социальном