Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

станет более покладистой. Именно функция Скандала

отличает игру Фригидная женщина от игры Побей меня, папочка, в которой

Скандал выполняет функцию подготовительной возбуждающей игры, а во

Фригидной женщине Скандал заменяет половой акт. Таким образом, в игре

Побей меня, папочка Скандал создает условие для интимных отношений и

является чем-то вроде фетиша, усиливающего возбуждение. А во Фригидной

женщине после окончания Скандала, по существу, исчерпывается и весь

эпизод.

В детском возрасте в игру, аналогичную Фригидной женщине, играют

некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в Больших

ожиданиях. Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать

ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные

руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая.

_Анализ_

*Тезис*: Ну что, попался, негодяй!

*Цель*: оправдание.

*Роли*: Хорошая жена, Нечуткий муж.

*Иллюстрации*: 1) Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный;

2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.

*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: Я тебе

разрешаю сделать пирожок из песка (Поцелуй меня); Ребенок: Мне очень

этого хочется; Родитель: А теперь посмотри, как ты запачкался.

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок:

Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить; Родитель: Готов попробовать,

если ты меня вовремя остановишь; Ребенок: Это ты первый начал.

*Ходы*: 1) обольщение - реакция на него; 2) отталкивание - смирение;

3) провокация - реакция на нее; 4) отталкивание - скандал.

*Вознаграждения*: 1) внутреннее психологическое - освобождение от

чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое - избегает

пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное - Скандал;

4) внешнее социальное - Как поступать с нечистоплотными мальчиками

(мужьями)?; 5) биологическое - подавленные сексуальные взаимоотношения и

обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - Я чиста.

4. Загнанная домохозяйка

*Тезис*. В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние

хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в десяти - двенадцати

направлениях, иными словами, должны умело играть десять - двенадцать самых

различных ролей. Время от времени в воскресных приложениях появляются

шутливые списки этих ролей: Любовница, Мать, Нянька, Горничная и т. д.

Поскольку эти роли очень утомительны и часто конфликтуют друг с другом,

исполнение их в течение многих лет приводит в конце концов к состоянию,

которое мы символически назовем Колени домохозяйки (потому что на коленях

укачивают ребенка, скребут пол, колени помогают поднимать тяжести, вести

машину и т. д.). Его симптомы можно выразить короткой фразой: Я устала.

Если домашней хозяйке удается установить свой собственный темп работы,

если она умеет находить удовлетворение в любви к своим детям и мужу, то ее

многолетняя домашняя служба будет ей не только не в тягость, а даже в

удовольствие. И когда она наконец отправит в колледж своего самого младшего

ребенка, то может почувствовать себя одинокой.

Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее

собственный внутренний Родитель и критически настроенный муж, постоянно

требующий с нее отчета, а с другой - ей не удается найти достаточного

удовлетворения в любви к своей семье. В такой ситуации она может

чувствовать себя все более и более несчастной. Вначале женщина может

попытаться утешить себя с помощью вознаграждений, получаемых в играх

Если бы не ты и Изъян (в тяжелой ситуации к ним может прибегнуть любая

домохозяйка). Однако очень скоро и эти игры не смогут поддерживать ее

самоощущение на должном уровне. Тогда ей приходится искать другой выход, и

она находит ею в игре Загнанная домохозяйка.

Тезис этой игры очень простой. Женщина берет на себя все дела, которые

попадаются под руку, и даже сама как бы напрашивается на новые занятия. Она

соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет все требования детей.

Если ей нужно устроить званый обед, то она чувствует необходимость сыграть

роль не только Безупречной собеседницы, но и столь же Образцовой экономки и

Распорядительницы, а также роли Художника по интерьеру, Шеф-повара,

Обольстительной