Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

Психотерапия тоже

относится к разряду процедур, однако до тех пор, пока ситуацию контролирует

Взрослый психотерапевта. Как только на первый план выходит Родитель или

Ребенок, психотерапия перестает быть процедурой. Планирование процедуры

определяется конкретным материалом на основе оценок, произведенных

Взрослым.

Процедуры можно оценить по двум параметрам. Мы говорим, что процедура

целесообразна, если субъект деятельности, которого мы назвали агентом,

наилучшим образом использует имеющиеся у него данные и накопленный опыт,

хотя его знания сами по себе могут быть недостаточными.

Если же во время переработки информации Взрослым в дело вмешивается

Родитель или Ребенок, процедура становится, как мы ее называем,

загрязненной и менее целесообразной. Об эффективности процедуры судят по

результатам. Таким образом, целесообразность - это психологический

критерий, а эффективность - материальный. Например, один местный лекарь на

тропическом острове приобрел высокую квалификацию в удалении катаракты. Он

весьма целесообразно использовал знания, которыми располагал, но поскольку

знал он меньше, чем проживающий там же профессиональный глазной врач, то

эффективность его работы была ниже. Вскоре глазной врач пристрастился к

выпивке, поэтому целесообразность его работы резко упала. Вначале

эффективность его работы не страдала, но с годами руки у него стали

трястись, и его ассистент - местный лекарь - начал превосходить его не

только в целесообразности, но и в эффективности. Этот пример показывает,

что оба описанных выше параметра лучше всего может оценить эксперт по

данным процедурам: целесообразность - путем личного знакомства с субъектом

деятельности, а эффективность - на основе результатов его деятельности.

В рамках нашего анализа мы называем ритуалом стереотипную серию

простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами.

Неформальный ритуал (например, прощание) в разных местностях может

отличаться рядом деталей, однако в основе своей он неизменен. Формальные

ритуалы (например, католическая литургия) характеризуются гораздо меньшей

свободой. Форма ритуала определяется Родительской традицией, однако в

незначительных деталях может сходным образом сказываться более позднее

Родительское влияние, хотя его результаты и не столь устойчивы. Некоторые

формальные ритуалы, особенно интересные с исторической и этнографической

точек зрения, имеют две фазы: 1) Трансакции происходят при строгой

Родительской цензуре; 2) Родитель отступает в сторону и Ребенок получает

более или менее полную свободу трансакций, приводящую порой к оргии.

Многие формальные ритуалы первоначально были сильно загрязненными (в

указанном выше смысле), хотя и весьма целесообразными процедурами. Однако

по мере того, как шло время и менялись обстоятельства, многие из них

потеряли какое-либо значение как процедуры и превратились в символ

лояльности. Как трансакции они представляют собой попытку избавиться от

чувства вины и получить вознаграждение путем соответствия Родительским

требованиям. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто

приятный способ структурирования времени.

Приступая к анализу игр, мы считаем полезным вначале рассмотреть

некоторые неформальные ритуалы. Думаем, что наиболее поучительным примером

могут быть варианты американских ритуалов приветствия.

1) А: Привет! (Доброе утро!).

В: Привет! (Доброе утро!).

2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете7).

В: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно. А вы?).

3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке).

В: До встречи.

4) А: Пока!

В: Пока!

Очевидно, что этот обмен репликами не несет никакой информации. Даже

если собеседникам есть что сообщить друг другу, они мудро воздерживаются от

этого. Чтобы А мог рассказать о том, как он поживает, ему понадобилось бы

минут пятнадцать, но у В, видимо, случайного знакомого, нет времени и

желания его слушать. Такую серию трансакций справедливо и вполне адекватно

мы назвали ритуалом из восьми поглаживаний. Если бы А и В спешили, то они

вполне могли бы удовлетвориться двумя поглаживаниями: Привет! -

Привет! Если бы они были, например, старомодными восточными монархами,

то, прежде чем перейти к делу, им пришлось