Эрик Бёрн

Игры, в которые играют люди

их поведения меньше изучены. То же самое можно сказать и в

отношении азартных игроков.

Примером того, насколько широко распространена самая простая форма

игры ПиВ, является клептомания (в противоположность профессиональным

магазинным ворам).

Вполне возможно, что очень большой процент представителей западной

цивилизации любят играть в ПиВ в своем воображении. Именно по этой причине

так бойко расходятся в нашем полушарии газеты с описанием разных

преступлений. Многие разрабатывают мысленные планы идеального убийства,

представляющего собой самый опасный из всех вариантов этой игры - он

предполагает полное торжество преступника над полицией.

_Варианты_ ПиВ: Ревизоры и воры. В нее играют растратчики по тем

же правилам и с тем же исходом; Таможенники и воры - в нее играют

контрабандисты. Особый интерес представляет собой преступный вариант игры

Судебное разбирательство. Несмотря на все предосторожности,

профессионального преступника время от времени все же арестовывают, и он

предстает перед судом. Для него Судебное разбирательство является

процедурой, которую он выполняет, следуя инструкциям своих адвокатов. А для

многих адвокатов Судебное разбирательство, по существу, представляет

собой Игру с присяжными, и цель ее - выиграть, а не проиграть.

*Антитезис*. Он входит в компетенцию не психиатров, а криминалистов.

Полиция и весь судейский аппарат не относится к антитезисным организациям.

Напротив, они исполняют свои роли в игре, следуя правилам, которые

предписывает им общество.

Однако надо подчеркнуть одну особенность. Исследователи-криминалисты

иногда шутят, что некоторые преступники ведут себя так, будто им нравится

преследование, и они стремятся быть пойманными. Тем не менее, эти

исследователи почти не склонны учитывать этот чересчур академический

фактор и считать его решающим в их серьезной работе. Во-первых,

стандартные психологические методы исследования не позволяют им обнаружить

этот элемент поведения преступника, поэтому исследователь может пройти мимо

такого важного момента, так как он непостижим с помощью обычных методов

анализа. В этой связи исследователям, возможно, пойдет на пользу, если они

отбросят старые методы и посмотрят на проблему свежим взглядом. До тех пор,

пока не будет признано, что ПиВ представляет собой не просто интересную

аномалию, но в большинстве случаев объясняет самую суть дела, значительная

часть криминалистических исследований будет по-прежнему сосредоточена на

тривиальностях, окаменевших теориях и вопросах, не стоящих внимания и не

имеющих отношения к делу. В связи с изложенным, в качестве примера

расскажем об одном случае, описанном в американском журнале по психиатрии.

В статье приводился яркий пример трагического варианта игры

Полицейские и воры. Молодой человек двадцати трех лет застрелил свою

невесту, а потом пошел и сдался полиции. Причем это было нелегко сделать,

потому что полицейские не верили ею истории. Ему пришлось повторить свои

рассказ четыре раза. Позже он сказал: Мне всегда казалось, что я обречен

кончить свою жизнь на электрическом стуле. А если мне так казалось, значит,

так и должно было случиться. Автор замечает, что было бы нелегко ожидать

от обычных присяжных, чтобы они оказались в состоянии понять представленное

на суде сложное психиатрическое заключение, к тому же изложенное на

профессиональном языке. В терминах анализа игр центральный пункт можно было

бы сформулировать простыми словами, не употребляя громоздких научных

выражений: по причинам, ясно изложенным на суде, еще будучи девятилетним

мальчиком, он решил, что ему суждено окончить свои дни на электрическом

стуле. Всю дальнейшую жизнь он идет к этой цели, и, использовав свою

возлюбленную в качестве мишени, в конце концов создает необходимую

ситуацию.

_Анализ_

*Тезис*: Посмотрим, сможешь ли ты поймать меня.

*Цель*: самоутверждение.

*Роли*: Вор, Полицейский (Судья).

*Специальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок: Посмотрим,

сможешь ли ты поймать меня; Родитель: Это моя обязанность.

*Психологическая* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Ребенок: Ты должен

поймать меня; Родитель: Вот ты где!

*Ходы*: 1) _А_ - вызов; _Б_ - негодование; 2) _А_ - скрывается; _Б_