Карлос Кастанеда

Искусство сновидения 1994г

я ныряю головой вперед, было таким реальным, что я

начал гадать, как глубоко или как далеко я могу нырнуть. С моей точки

зрения, я проживал там целую вечность. Я видел облака и скалоподобные

образования материи, разбросанные в толще водянистой субстанции. Там

попадались сияющие геометрические объекты, напоминающие кристаллы, и

шарики ярчайших оттенков всех цветов, которые я когда-либо видел. Были

также зоны ослепительного света и области кромешной тьмы. Все проходило

мимо меня, медленно или на большой скорости. Мне казалось, что я вижу

космос. В тот момент, когда я подумал об этом, моя скорость возросла так

сильно, что все слилось, и внезапно я обнаружил, что проснулся и лежу,

упираясь носом в стену своей комнаты.

Какой-то скрытый страх вынудил меня проконсультироваться с доном

Хуаном. Он слушал меня, цепляясь к каждому слову.

- Теперь ты должен сделать какой-то решительный маневр, - сказал он.

- Эмиссар в сновидении не должен вмешиваться в твою практику. Или, лучше

сказать, что ты не должен ни при каких условиях позволять ему делать это.

- Как мне остановить его?

Сделай простой, но крутой маневр. Войдя в сновидение, громко заяви,

что ты не желаешь больше иметь эмиссара в сновидении.

- Значит ли это, дон Хуан, что я никогда больше не увижу его снова?

- Конечно. Ты избавишься от него навсегда.

- Но целесообразно ли избавляться от него навсегда?

- Со всей определенностью говорю, что сейчас это целесообразно.

Этими словами дон Хуан вселил в меня очень болезненное сомнение. Я

не хотел прекращать свои отношения с эмиссаром, но в то же время мне

хотелось следовать совету дона Хуана. Он заметил мои колебания.

- Я знаю, что это очень сложная задача, - согласился он, - Но если

ты не сделаешь этого, неорганические существа будут всегда держать тебя

на поводу. Если хочешь избежать этого, - сделай то, что я сказал, и

сделай это сразу же.

Когда в течение своего следующего занятия сновидением я

приготовился выразить свое намерение, голос эмиссара прервал меня. Он

сказал:

- Если ты воздержишься от своего требования, я обещаю тебе никогда

не вмешиваться в твою практику сновидения и разговаривать с тобой только

тогда, когда ты будешь обращаться ко мне с вопросами.

Я сразу же принял это предложение и искренне чувствовал, что это

хороший договор. Я даже почувствовал облегчение от того, что все

обернулось таким образом. Однако я боялся, что дону Хуану это не

понравится.

- Это был хороший маневр, - заметил он и засмеялся. - Ты был

искренним; ты действительно собирался выразить свое требование. Быть

искренним - вот все, что от тебя требовалось. По существу, у тебя не

было никакой необходимости устранять эмиссара. От тебя требовалось только

пожелать поставить его на место, чтобы он предложил удобный для тебя

выход из сложившейся ситуации. Я уверен, что эмиссар не будет больше

соваться не в свое дело.

Он был прав. Я продолжал свою практику сновидения без вмешательства

со стороны эмиссара. Замечательным следствием этого было то, что я начал

видеть сны, в которых комната, в которой я спал, была такой, как в

обычном мире, с одним лишь отличием: во сне комната была всегда так

перекошена, так искажена, что выглядела как огромное полотно кубиста;

тупые и острые углы заменяли обычные прямые там, где пересекались стены,

потолок и пол. В моей кривобокой комнате каждая реальная деталь

интерьера превращалась в удивительно абсурдную и нелепую благодаря

косым лучам острых и тупых углов; например, изощренный узор линий на

паркете, выцветшие пятна на покрашенной стене или отпечатки грязных

пальцев на краю двери.

В этих сновидениях я неизбежно терялся в водянистых вселенных,

состоящих из предметов, искаженных кривизной. Во всей моей практике

сновидения я постоянно погружался в детали предметов, потому что их

изобилие в моей комнате было неописуемым, а их притяжение таким сильным,

что я не мог устоять.

При первой же возможности я посетил дона Хуана, расспрашивая его о

своем состоянии.

- Я не могу преодолеть своей комнаты, - сказал я ему после

длительного описания своей практики сновидения.

- Откуда ты взял, что ты должен преодолевать ее? - спросил он,

ухмыльнувшись.

- Я чувствую, что я должен выйти за пределы комнаты, дон Хуан.

- Но ты уже движешься за пределами комнаты. Возможно, тебе следует

спросить себя, не запутался ли ты снова в интерпретациях. Что, по твоему

мнению, означает движение в этом случае?

Я сказал ему, что сон о том, как я вышел из своей комнаты на