Карлос Кастанеда

Искусство сновидения 1994г

повторил, что больше нам взять энергию

неоткуда, поскольку вся имеющаяся у нас энергия уже задействована, ни

капли ее не остается на экстраординарное восприятие, каковым, в

частности, является сновидение.

- И что же нам остается? - спросил я.

- Нам остается лишь одно - стать скрягами в отношении энергии,

добывая ее любыми доступными способами везде, где только возможно.

Затем дон Хуан рассказал о том, что у магов есть особый метод

добычи энергии. Они разумно перераспределяют свою энергию, сокращая ее

расход за счет устранения из своей жизни всего, что считают лишним. Этот

метод получил название "пути мага". Как сформулировал дон Хуан, сущность

пути мага заключается в определенном подходе к последовательному

выбору способа поведения в отношении жизненных ситуаций, с которыми маг

сталкивается в этом мире. То, что выбирает маг, всегда разумнее того,

чему нас учили в этом мире родители, учителя, старшие друзья. Выбор мага

призван исправить наш образ жизни, изменяя основу нашего отношения к

самой жизни.

- О каком отношении ты говоришь? - спросил я.

- Существует два основных варианта отношения к жизни,- ответил он.

- Первый - покориться ей, либо приспосабливаясь к ее требованиям,

либо с ними сражаясь. Второй - формирование своей жизненной ситуации

сообразно своим собственным планам.

- И мы действительно можем формировать свою жизненную ситуацию, дон

Хуан?

- Человек способен формировать свою жизненную ситуацию в

соответствии со своими установками, - настаивал дон Хуан.- Сновидящие

делают это. Это звучит дико? Вовсе нет, особенно если учесть, как мало

мы о себе знаем.

Он сказал, что, будучи учителем, заинтересован в том, чтобы я как

следует уяснил себе, что такое жизнь и что значит жить, то есть каково

различие между феноменом жизни как следствием действия биологических сил,

и процессом жизни как деятельностью, направленной на познание.

- Говоря о формировании жизненной ситуации,- продолжал дон Хуан, -

маги имеют в виду формирование осознания процесса жизни. За счет

формирования этого осознания мы можем обрести энергию, достаточную для

формирования последствий каждого сделанного нами выбора и всего хода

нашей жизни.

Заканчивая наш разговор о сновидении, дон Хуан посоветовал мне не

просто подумать о том, что он мне рассказал, но постараться посредством

многократного повторения воплотить его концепции в жизнь, выработав

новый, более корректный и энергетически целесообразный образ жизни. Он

утверждал, что все новое в нашей жизни, в частности, концепции магов,

которым он меня обучал, должно повторяться до полного нашего изнеможения,

и только тогда мы ему открываемся. Он также отметил, что именно за счет

повторения наши предшественники по социуму приучают нас к принятому в

этом мире образу восприятия.

По мере того, как я продолжал практиковать начальные шаги искусства

сновидения, мне удалось добиться полноценного осознания момента

засыпания. Кроме того, я научился останавливаться в сновидении, чтобы

целенаправленно изучить любой объект, присутствующий в сюжете сна. То,

что я испытывал, казалось мне по меньшей мере чудом.

Дон Хуан утверждал, что по мере того, как сны делаются все более

подконтрольными нам, совершенствуется и наше умение контролировать

внимание сновидения. Он был прав, говоря, что внимание сновидения

вступает в действие, когда его призывают, когда перед ним ставят задачу.

Происходит это не как процесс в обычном понимании. Занимающей какое-то

время системы операций либо последовательности функциональных действий,

приводящих к некоторому результату, при этом нет. Просто случается

пробуждение. Нечто, до тех пор дремавшее, начинает действовать.

- 58 -

3 глава. Вторые врата сновидения

В ходе практики сновидения я обнаружил, что для обучения этому

искусству учителю необходимо сформировать подход, основанный на

дидактическом синтезе. В этом случае он сможет добиться выявления и

усиления тех сторон учения, для которых это является необходимым. Чего

добивался дон Хуан, давая мне первое задание? По-сути, он хотел заставить

меня упражнять внимание сновидения посредством фокусировки на объектах,

присутствующих в сновидении. В качестве стрелки-указателя, выводящего на

этот эффект, дон Хуан использовал идею осознания момента засыпания. Его

заявление, будто изучение присутствующих во сне объектов есть

единственный путь к осознанию момента засыпания, было не более чем

уловкой.

Едва взявшись за практическую отработку искусства сновидения, я

понял, что